Есть в нашем календаре даты, которые напоминают ныне живущим о трагических страницах истории, забывать которые мы не имеем права. В их числе Международный день освобождения узников концентрационных лагерей, отмечаемый в апреле.
Не миновала горькая участь фашистской неволи наших земляков. Кто-то из них попал в плен, кто-то был угнан на каторжные работы в Германию, кто-то был задержан по подозрению за связь с партизанами. Зачастую их судьба оказывалась печальна. Многие так и не вернулись домой, погибнув в фашистской неволе. Но были и те, кому повезло. В их числе и пятеро бывших несовершеннолетних узников, проживающих сегодня в нашем районе. Этим женщинам сейчас далеко за 80, но даже спустя многие десятилетия они не могут забыть пережитые в детстве муки и страдания, незаживающие и кровоточащие раны от которых остались в их душе на всю жизнь.
Совсем недавно мы побывали вместе с прокурором Хиславичского района Д.М. Сажиным, который в ходе рабочей поездки посетил Печерское поселение, в гостях у одной из бывших несовершеннолетних узниц — жительницы д. Петрополье Нины Ивановны Ефременковой. После традиционного приветствия и добрых слов пожеланий здоровья и долгих лет жизни, Дмитрий Митрофанович вручил этой сильной и волевой женщине, чье детство было растоптано войной, букет белых хризантем. Мы также присоединились к этим поздравлениям и, пользуясь возможностью, попросили Нину Ивановну немного рассказать о себе.
— Мне не было еще и восьми лет, когда началась война. Отца с первых дней войны призвали на фронт, а мы с младшей сестрой и братом остались с матерью в Петрополье. Из того, что осталось в памяти о начале оккупации, помню, как через нашу деревню в сторону Дятловки один за другим ехали немецкие мотоциклы. Не забыть мне и того, как страшно было, когда немецкие самолеты бомбили все вокруг, а мы вместе с другими жителями нашей деревни прятались в подвале местной школы, — рассказывает Нина Ивановна.
Что же касается того, как оказалась Н.И. Ефременкова в немецком концлагере, о жизни там, наша героиня мало что может рассказать. По всей видимости перенесенные ею в детстве испытания были настолько тяжелы, что стерлись из ее памяти. Не желая лишний раз вспоминать об этом, хранила молчание и ее мать, хотя Нина не раз просила ее рассказать подробнее о том времени.
Но, несмотря на скупые данные, нам все же удалось узнать, что маленькая Нина, ее мать Ксения Савельевна Жучкова и сопровождавшая их женщина из д. Болотово попали в немецкий плен, когда отправились искать в Рославле раненого отца Нины — Ивана Демьяновича Жучкова. В городе женщин арестовали, обвинив в связи с партизанами. Женщины отрицали это, но, как вспоминает Нина Ивановна, такое могло быть на самом деле, ведь несмотря на то, что есть тогда было нечего, мать ухитрялась печь много хлеба.
Сколько они находились в лагере (предположительно, концентрационный лагерь №130) — неизвестно, но, по всей видимости, достаточно, чтобы подорвать здоровье до этого абсолютно здорового ребенка. Отсутствие нормального питания, сна и тяжелые условия пребывания там сильно подорвали силы маленькой Нины так, что она еще долго восстанавливалась после освобождения.
Нам хотелось бы подробнее рассказать о непростой судьбе этой русской женщины, всю жизнь прожившей и проработавшей на родной земле, заслужившей по праву уважение земляков. Мы очень надеемся, что у нас будет еще весомый повод это сделать, ведь уже в следующим году Нина Ивановна Ефременкова в большом кругу родных и близких отпразднует свой 90-летний юбилей.
Елена ГУЗОВА