В России будет принят «золотой стандарт» школьного образования

Госдума во втором и третьем, окончательном, чтениях приняла законопроект о единых федеральных общеобразовательных школьных программах. Это значит, что со следующего учебного года во всех школах России будут введены единые федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП) «в качестве обязательного базового уровня требований к содержанию общего образования».

Кроме того, вводится новый порядок разработки школьных учебников. Так, государственный заказ на подготовку учебников и учебных пособий будет осуществлять Минпросвещения. Ведомство также будет утверждать авторский коллектив учебников, а исключительные права на них будут принадлежать РФ.

Закон вводит единый стандарт качества школьного образования — как программ, так и учебников. Принятие «золотого стандарта» позволит решить проблемы с необходимостью родителей нанимать репетиторов для подготовки детей к итоговым экзаменам. «Итоговая аттестация будет также осуществляться только на основании этих программ. Мы возвращаем нашей стране единое образовательное пространство», — говорил вице-спикер Госдумы Петр Толстой.

Для начальной школы будут утверждены единые базовые программы по русскому языку, чтению и окружающему миру. В средней школе обязательными для применения станут программы по русскому языку и литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ.

Кроме того, предполагается ввести федеральную рабочую программу воспитания и федеральный календарный план воспитательной работы.

Насколько образовательные стандарты в вашем регионе отличаются от других? Сможет ли принятый закон восстановить единое образовательное пространство в России? Приведет ли это к повышению уровня образования в стране? Имеет ли смысл использовать опыт советского школьного образования?

Валентина Петровна Державцева, главный редактор СОГУП «Юго-Восточная объединенная редакция», член экспертного клуба Смоленской области:

Несколько лет назад наша знакомая перевезла свою семью из другого региона в Смоленск. Знаете, с какой самой большой проблемой она столкнулась на новом месте? Для сына третьеклассника еле подобрали школу, так как не находили класса, где бы занимались по той же программе начального образования, которую он изучал в старой школе.

Мне больше душу греет не словосочетание – «золотой» стандарт образования, а единый образовательный стандарт.

Качество образования зависит ведь не от установок и законодательных решений, а от профессионализма и старательности учителя, от способностей и усердия ученика. Мой вузовский преподаватель часто говорила нам, студентам: «Вот сидите вы в аудитории 100 человек, и всем мы стараемся дать высшее образование. Хотелось бы заглянуть в ваши головки и посмотреть, кто из вас его берет».

Мотивация на учебу играет важную роль, и здесь многое зависит от взаимоотношений учитель – ученик – родители.

Но замечательно то, что теперь дети, что в Москве, что в Смоленске или маленьком камчатском поселке, будут учиться по одной программе, по единым учебникам.

Я выходец той – советской школы. Много общаюсь с современной молодежью, поддерживаю связь со своими однокашниками. Вывод делаю не в пользу многих современных юношей и девушек, хотя среди них есть достаточно грамотные, эрудированные, но в общей массе мы были подготовлены были лучше, знали больше, за что спасибо школе и учителям, интерес к новому у большинства остался до сих пор.

Михаил Артеменков, член Экспертного клуба региона, член Общественной  палаты Смоленской области, председатель комиссии по образованию и науке, Ректор Смоленского государственного университета:

Принимаемый Государственной Думой закон о единых федеральных общеобразовательных школьных программах крайне важен, поскольку должен помочь преодолеть ту ситуацию, которая существует в современном школьном образовании. Различия в содержании образовательных программ, отсутствие в них обязательного ядра, различия в учебниках приводят к тому, что результаты образования спланировать чрезвычайно сложно. Соответственно, школьники при сдаче итоговых экзаменов – ОГЭ или ЕГЭ испытывают трудности, которые приходится компенсировать через занятия с репетиторами. Также возникает масса проблем при переходе школьника из одной школы в другую, а зачастую, и при переводе из одного класса в другой в рамках даже одного образовательного учреждения.

Также сложно выстроить свою образовательную траекторию бывшему школьнику при поступлении в учреждения высшего образования или среднего профессионального образования, поскольку общий уровень подготовки и наличие необходимого стандарта знаний и умений, которые формируются в школе, также отсутствуют.

Уверен, что принимаемый законопроект сможет серьезно продвинуть ситуацию к восстановлению единого образовательного пространства в стране, при этом сохранив возможности учитывать в школьной программе региональные и иные особенности при подготовке учеников.

Наталия Семенцова, член Экспертного клуба региона, руководитель исполкома Народного фронта в Смоленской области, депутат Смоленского городского совета VI созыва, учитель физики МБОУ «СШ 33»:

В России принимается «золотой стандарт» школьного образования. Учителя и родители дождались единого подхода к образованию для всех детей нашей страны, независимо от того, где учится ребенок, в столице или отдаленной сельской местности. Теперь при переводе ребенка в другую школу у родителей не будет головной боли из-за различия учебных программ, разных требований и подходов в образовательном процессе. Дети легко будут включаться в образовательное пространство новой школы, так как это единая образовательная программа страны, единый учебник заказчиком которого является Министерство просвещения РФ. Принятый стандарт будет способствовать улучшению качества образования и повышению его уровня, в связи с тем, что в основу контрольных измерительных материалов,  в том числе и государственную аттестацию, будут включены вопросы соответствующие  единой программе с единым подходом к изучению предметов и фактическому материалу в учебниках.