Ученик — не сосуд, который нужно наполнить,
А факел, который необходимо зажечь.
Плутарх
За последние годы выпускники ВУЗов не очень-то желают возвращаться работать в родные места, особенно на село. Ищут более перспективную работу в городе, порой не по специальности, лучший заработок, всячески стараются зацепиться где-либо… Не идут работать выпускники и в школы. Причины разные: и зарплата невелика, и профессия учителя стала неперспективной…
Очень сложное положение с молодыми специалистами в системе образования и в Хиславичском районе. Более десятилетия ни один выпускник педагогического вуза не вернулся в Хиславичи, не говоря уже о сельской школе. И то, что молодым специалистом может сегодня «похвастаться» Растегаевская девятилетка, мы не могли обойти вниманием. Тем более, что в школу пришел свой доморощенный учитель, который сам учился в сельской школе, да еще был выпущен из школьного звена с золотой медалью.
Сергей Сергеевич Тарасевич около двух лет назад окончил Смоленский государственный университет по специальности «учитель истории». Родился он в деревне Большие Лызки Хиславичского района.
— Мне, его нынешней коллеге и бывшему учителю Лызковской школы, особенно приятно работать сейчас с ним рука об руку в одной школе, — рассказывает о своём бывшем ученике учитель французского языка С.А. Азарова. — Должна сказать, что учеником Сергей был серьёзным, пытливым и целеустремлённым. Таким он и остался. Старательный, доброжелательный, стремящийся к самообразованию и совершенствованию в профессии. Во всех его начинаниях чувствуется творческий поиск. Говорят, что «увлечь детей может только увлечённый человек». А Сергей Сергеевич увлечен своей работой, уроки его интересны. Он всегда прекрасно находит общий язык со всеми: и с детьми, и с родителями, являясь классным руководителем 7, 9 классов, и с коллегами. Его отличают доброжелательность, отзывчивость, справедливость.
За свою небольшую педагогическую деятельность Сергей Сергеевич зарекомендовал себя как опытный специалист и творческий человек. С энтузиазмом участвует он во всех делах школы, всегда готов доказать, что учитель, используя современные методики и разработки, должен найти свой путь в профессии. Это он демонстрировал и участвуя в муниципальном конкурсе «ПРОФИ-педагог», и в областном — «Педагогический дебют». С.С. Тарасевич ведёт исследовательскую работу, привлекая к этому процессу и учеников, которые охотно принимают участие в научно-практических конференциях и разнообразных проектах, становясь победителями и призёрами.
А вот как сам Сергей Сергеевич рассказывает о себе:
— Родился я в 1996 году, вторым ребёнком в семье. Жили мы в деревне, где свежий воздух, прекрасная природа. В детский сад не ходил, вместо этого чудесного заведения я проводил время с мамой, отцом, сестрой и своими друзьями. Ничего существенного не происходило. Детство и детство, как у всех.
Потом пошёл в школу. Родную, Лызковскую — через ровок от моего дома стояла. А сейчас там пустырь… Первым моим учителем была Светлана Анатольевна Ковторова. Учёба и учёба. Всякое случалось. Были и двойки, куда ж без них. В целом же оценки шли по принципу «пять пятёрок, одна четвёрка». По результатам девяти классов аттестат получился на все пятёрки.
Отдельным абзацем хотел бы выделить моё участие в различного рода конкурсах. Активным был, и все мне было интересно. Начинал с внутришкольных олимпиад, пробовал свои силы в районных, всероссийских, дружил со спортом. Как любой ученик радовался победам. И сегодня в моем школьном портфолио хранятся похвальные листы и грамоты, дипломы и благодарности. За хорошую учебу, активную позицию в школьной жизни, постоянное участие в общественных мероприятиях был удостоен премии имени Ю.А. Гагарина. Этот школьный этап не был бы успешным, если бы не мои учителя: Е.И. Адашан, О.Н. Мартыненко, О.С. Костюкова, С.А. Азарова, В.А. Рябинина, А.А. Мартыненко, Л.Н. Швайковская, Г.Н. Шахурова.
Учеба в Хиславичской средней школе тоже складывалась хорошо: здесь становлюсь победителем муниципального тура олимпиад по русскому языку, по обществознанию, французскому языку; призёр по праву, обществознанию, истории, по православной культуре, участник областной олимпиады по французскому языку. Словом, школу окончил с золотой медалью. Хочется вспомнить с благодарностью всех учителей Хиславичской школы, которые меня обучали.
Лучше всего у меня получалось лингвистическое направление, то есть русский язык, французский язык и литература, позже увлекся историей. Это и пригодилось при поступлении в СмолГУ. Выбрал факультет истории и права. Прошел бакалавриат, магистратуру, которую я и окончил в 2020 году.
Но почему случилось так, что я вдруг стал учителем? Ведь в моей семье не так много учителей. Стоит упомянуть бабушку Александру Григорьевну Тарасевич, которая по первому образованию — учитель начальных классов, по второму — историк. Отучилась на педагога и моя сестра, Анастасия Сергеевна, но в школу решила не идти.
А все оказалось куда проще: на последнем курсе бакалавриата, первом курсе магистратуры я долго думал, куда идти работать. Постепенно пришёл к тому, а почему бы и не попробовать себя в роли учителя. Начался поиск. На работу меня долго не хотели брать «без опыта», но мне удалось встретиться с директором 36 школы г. Смоленска, которая поверила в молодого специалиста и приняла на работу. Вот и начались учительские будни, где я и стал набираться первого опыта. Первую половину дня проводишь уроки, вторую половину учишься сам. Было трудно…
Все это время в голове зрела мысль: город — это не моё. И я вернулся домой. Сегодня работаю в Растегаевской основной школе. Опять новый этап моей жизни. Он связан с работой в этой маленькой, но уютной школе. Он снова нелегкий, но, надеюсь, что смогу стать настоящим педагогом, который не только несет знания, а учась сам определяться в жизненных приоритетах, научу этому и своих подопечных. Я по-прежнему хочу стать настоящим учителем.
Как признался Сергей Сергеевич, немного непривычно и странно работать вместе со своими бывшими учителями. Но они активно поддерживают молодого педагога. Видя его интерес и старание, делятся опытом и помогают в начинаниях. И нужно сказать, уже гордятся своим молодым коллегой, веря, что его непосредственность и искренность, любовь к детям сделают из него настоящего педагога.
Л.А. Осипенкова