В эти октябрьские дни свой девяностый день рождения отметила одна из старейших жительниц деревни Новая Буда Ефросинья Мироновна Селедцова.
12 октября этой простой сельской труженице, всю жизнь прожившей и проработавшей в родной деревеньке, исполнилось ни много, ни мало 90 лет. Столь славная дата не осталась без внимания. По доброй традиции поздравить с юбилеем ветерана труда в этот погожий осенний денек приехал главный специалист Отдела социальной защиты в Хиславичском районе С.Л. Ковалев. Наряду с теплыми пожеланиями крепкого здоровья, долгих лет жизни и благополучия, он вручил виновнице торжества памятный подарок и Благодарственное письмо от президента России В.В. Путина.
Ефросинья Мироновна Селедцова из того поколения, чей жизненный путь вызывает искреннее восхищение и уважение. И это не мудрено! Ведь она, как и многие другие из ее ровесников, прожила нелегкую жизнь. В ней было все: голод и холод, суровые сороковые и послевоенное, полное лишений время. Но, несмотря на жизненные перипетии, юбилярша не жалуется на судьбу. Ведь жизненное упорство и стойкий характер помогали ей всегда справляться с трудностями, заставляли радоваться тому редкому и малому счастью, что выпадало на ее долю. Сохранив жизнелюбие и прекрасную память в свои солидные года, юбилярша и сегодня помнит в мельчайших подробностях все значимые в ее большой жизни события, о которых и поведала нам.
Родилась Ефросинья Мироновна в деревне Новая Буда, в простой крестьянской семье Анны Евдокимовны и Мирона Нестеровича Кругловых. Семья была многодетной. Помимо Ефросиньи, второй по старшинству, в семье Кругловых было еще пятеро детей — две дочери и три сына. Как и все, жили они небогато. Чтобы прокормить такое большое семейство, взрослые безустанно трудились. К труду с раннего детства приучали и своих детей, чтобы выросли они людьми ответственными и трудолюбивыми. Так, что как только Ефросинья достаточно подросла, матери с отцом настоящей помощницей стала. Вместе со старшей сестрой за младшими присматривала, да и по хозяйству работу, какую родители скажут сделать, исправно выполняла.
Но недолго длилась беззаботная пора детства Ефросиньи. Ей еще не исполнилось и десяти лет, как в июне 1941 года началась Великая Отечественная война и хиславичская земля оказалась в оккупации.
Ефросинья Мироновна с трепетом в голосе рассказала нам о том, как жилось в то непростое время, когда голод и холод следовали по пятам, и когда она навсегда лишилась отца.
— Очень хорошо помню, как немцы вели себя здесь, как будто были они хозяевами. Без разрешения и спроса брали то, что им захочется. Вот и в тот раз, приехали в деревню и забрали то немногое, что у нас оставалось от когда-то большого стада домашней птицы. А оставалось только две курицы. Желая воспрепятствовать этому я, со слезами на глазах, начала кричать, чтобы немец не забирал их. Да только мои усилия не увенчались успехом. Шомполом по голове только получила, — вспоминая прошлое, рассказала Ефросинья Мироновна.
Продолжая свой рассказ о годах лихолетья, Е.М. Селедцова поведала и о том, что смертельная опасность угрожала не только со стороны немцев. Были люди и пострашнее, которым были неведомы законы морали и сострадание.
— Что не забирали немцы, то подчистую выгребали сбившиеся в шайки дезертиры и жулики. Были и такие — не знающие ни жалости, ни милосердия, они обирали до нитки селян, и так живших в крайней бедности. Мой отец как-то попытался их пристыдить, да не вышло. Пригрозив им, что как только будет снята оккупация, об их делах все расскажет властям. Этим он подписал себе смертельный приговор. Я не знаю, эти люди или нет были повинны в его гибели, но именно после этого разговора мой отец был найден мертвым.
Но на этом жизненные испытания нашей героини не закончились. С приближением освобождения родного края к нам пришла еще одна беда. Отступая, немцы дотла сожгли деревню и все, в том числе и наша семья, остались без кола и двора. Чтобы как-то пережить холодную зиму, около выстоявшей в пожаре печки выстроили небольшую времянку. Там и жили вместе с другими погорельцами, коротая ночи на грубо сколоченных нарах.
Не легче было и в послевоенное время, когда все надо было отстраивать заново. Работали до седьмого пота.
— Молодая была, сил не жалела. Все делали руками — косили, жали, вязали. За свою ударную работу в полеводческой бригаде помещали фотографию на районную Доску почета, в газете обо мне писали. Когда же ферму построили, пошла работать в животноводство, сначала дояркой, а затем телятницей вплоть до самой пенсии.
Вот такой помнит свою жизнь наша землячка. Не сломили ее ни труд, ни горести. Она всегда умела радоваться маленьким радостям, искренне берегла семейный очаг, научила открытой и честной жизни детей.
Сегодня, когда годы дают о себе знать, да здоровье не жалует, Ефросинья Мироновна искренне благодарна всем, кто не забывает о ней и присматривает, помогает справляться с житейскими нуждами, заботу и участие о ней проявляет.
Мы от имени земляков поздравляем Ефросинью Мироновну Селедцову с юбилейной датой. Желаем ей здоровья, радости и благополучия.
Елена ГУЗОВА