«Я там был, я жил тогда…»

27 января исполняется ровно 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

«История войн не знала такого примера массового героизма, мужества, трудовой и боевой доблести, какую проявили защитники Ленинграда. Прорыв блокады продемонстрировал великую силу морально-политического единства советского общества, дружбы народов нашей Родины. Под Ленинградом сражались представители всех национальностей Советского Союза, проявившие беспримерную храбрость и массовый героизм…». Эти слова прославленного Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, обращенные к читателям, приведены во вступительной статье книги «Смоляне во фронтовом Ленинграде», изданной четверть века назад, не утратили своего значения и сейчас. В защите города на Неве приняли участие и смоляне, их только в списке блокадников в то время было более пятисот человек. Это те, кто воевал с оружием в руках, кто работал в цехах заводов, помогая фронту. Есть в этом списке и хиславичане — К.Д. Андреева, И.И. Власова, А.С. Гуркова, А.В. Казаков, П.З. Клименков, В.В. Леонченков, А.Л. Никитин, Н.Ф. Степанченкова.

Петр Захарович Клименков родился в 1926 году в крестьянской семье Захара Капитоновича и Софии Савельевны Клименковых в д. Пожарищино Хиславичского района. Учился в Колесниковской начальной школе, затем окончил семь классов Большехуторянской школы, бывшей в то время семилеткой. Было это перед самой войной. Вместе с такими же ребятами-одногодками из окрестных деревень поехал в Ленинград с мечтой получить рабочую профессию и остаться там работать.  Но война помешала исполниться задуманному. Как удалось выжить 15-ти летнему парню в холодном, голодном чужом городе, без работы, без помощи родных — об этом Петр Захарович вспоминать не хотел, если и приходилось, то рассказывал редко и скупо. «Если бы не жмых…, — говорил он, — а еще помогало то, что держались мы, земляки, вместе — так и выживали». Чуть живого вывезли по «Дороге жизни» по льду Ладоги на Большую землю, отправили в станицу Отрадное, что на Кубани.

— Как в рай попал, — вспоминал Петр Захарович.

На родную Смоленщину вернулся после освобождения её от немецко-фашистских захватчиков. Здесь его уже и не чаяли увидеть живым — изможденный, оборванный, худой как спичка — в таком виде появился в родном Пожарищине перед сестрами и матерью. Отца больше не увидел — погиб на фронте. Так и остался в родной деревне — на службу не призвали по причине еще детской травмы — упал с лошади и повредил ногу. К докторам вовремя не обратились, так всю жизнь и прихрамывал. Работал в колхозе «Память Ильича», выучившись на тракториста, был бригадиром. Характером был непрост, отчего был иногда не в ладах с законом. Но это не помешало Петру Захаровичу вместе с супругой Евой Степановной построить дом, поднять дочерей — Анну, Лидию и Надежду, вырастить, как полагается, сад. В конце 90-х ему был вручен знак «Жителю блокадного Ленинграда», как проживавшему в Ленинграде во время блокады.

На этом снимке, сделанном летом 1978 года у стен Большехуторянской школы, П.З. Клименков крайний справа, вместе с земляками, выпускниками школы разных лет (слева-направо) Л.Д. Стефанцовым, В.Е. Калинкиным, Н.М. Цыркуновым.  

Валерий ЦЫРКУНОВ, фото автора