Издавна славилась смоленская земля своими зодчими, художниками, мастерами прикладного искусства. Сколько было создано здесь бесценных «украс», сколько их вошло в сокровищницу русского национального искусства.
Огромный вклад в это важное дело внесла княгиня М.К. Тенишева — женщина незаурядная, широко образованная, искренне любящая искусство. Благодаря ее стараниям не только была собрана обширная коллекция предметов русской старины, но и небольшое смоленское село Талашкино стало одним из значительных художественных центров России конца XIX — начала XX века. Мотивы русского и неорусского стилей, которые сегодня можно встретить не только в этом живописнейшем местечке, но в городе Смоленске, и поныне никого не оставляют равнодушным.
Подпали под их очарование и юные участники финального этапа областного конкурса «Смоленск в славянских орнаментах. Талашкинские мастерские». В своих конкурсных работах талантливые ребята из художественных школ искусств г. Смоленска и Хиславичей постарались в полной мере раскрыть стилистику русского народного творчества, характерного как для богатой истории города-ключа, так и для знаменитых талашкинских мастерских. И надо сказать, что с этой непростой задачей юные художники, среди которых были и наши талантливые девчонки — Юлия Гакова и Арина Илларионова, отлично справились.
Прежде, чем выйти в финал учащиеся Хиславичской ДШИ успешно одолели отборочный тур, представив на конкурс свой эскиз предстоящей работы. В заключительном этапе конкурса, который традиционно прошел на территории областного Центра народного творчества, они в течение 3 часов на глазах организаторов, членов жюри и гостей конкурсного мероприятия, воплощали в жизнь свою задумку уже на большом фанерном стенде. И если других участников на создание работ вдохновили деревянные расписные элементы Теремка, мифическая райская птица Гамаюн и другие присущие русской культуре элементы и орнаменты, то в основу художественного проекта наших конкурсанток легла одна из эмальерных работ М.К. Тенишевой «Заморские гости».
Не многие знают, но значительную часть своей жизни Тенишева посвятила именно эмальерному искусству. Причём это её увлечение было столь серьёзно, что в 1916 году в Московском археологическом институте она защитила диссертацию «Эмаль и инкрустация» и была награждена за нее золотой медалью. К сожалению, судьба этого творческого наследия М.К. Тенишевой оказалась трагичной. В настоящее время в России находятся только пять ее эмальерных произведений. Все же остальные ее работы, в том числе и «Заморские гости», эскиз для которой был сделан самим Н.К. Рерихом, находятся в частных коллекциях и в различных музеях мира.
Впечатленные этой эмальерной работой, Юля и Арина, используя различные оттенки синего цвета, постарались и в своей работе передать всю ту красоту и мощь бескрайнего океана, по которому мимо острова Буяна на всех парусах мчатся древние ладьи со славными русскими богатырями. Колоритным обрамлением для их картины, выполненной в ярких сине-зелено-красных тонах в технике маолика, послужил красно-белый геометрический орнамент, который часто можно встретить на старинных вышитых смоленских рушниках. И отметим, что жюри по достоинству оценило старания наших юных художниц, которые заняли третье место в этом замечательном конкурсе, направленном на сохранение русской культуры. Победителям были вручены подарочные сертификаты и дипломы, а их наставникам, в числе которых и преподаватель художественного отделения Хиславичской ДШИ Н.А. Хацкова — Благодарственные письма.
Елена Старовойтова