Местное самоуправление встраивается в единую систему публичной власти

Поправки в Конституцию и принятие закона об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ запустили процесс встраивания местного самоуправления в единую систему публичной власти.

Муниципальный уровень власти работает непосредственно с людьми, поэтому повышенное внимание к нему объяснимо. Особенно это касается кадрового вопроса на местах. В 2023 году в 20 регионах пройдут выборы депутатов местных парламентов, в Хабаровске — прямые выборы мэра. В столицах 12 субъектов выберут новые составы городских парламентов.

Как протекает процесс встраивания муниципальных органов вашего региона в единую систему публичной власти? В чём, по вашему мнению, должны заключаться особенности подготовки кадров для системы местного самоуправления? Какими качествами, на ваш взгляд, должны обладать кандидаты в органы местного самоуправления?

Ульяненкова Елена Александровна

Председатель правления Смоленского областного отделения Международного общественного фонда «Российский Фонд мира»

Очень сложная тема по организации единого подхода к местному самоуправлению. Где та грань между удельным князьком и полностью зависимым от региона безвольным актором? Сейчас благодаря федеральному законодательству, благодаря изменениям в Конституцию РФ можно надеяться, что этот баланс наконец-то будет найдет и местные администрации начнут раскрывать свой потенциал и работать на благо жителей с повышенной эффективностью. Когда непомерные бесконечные муниципальные полномочия будут подкреплены не только нормативно, но и фактическим финансированием, либо их перераспределением.

Сейчас в нашей стране сложилась патовая ситуация. На местную власть, которая наиболее близка к людям сгружены полномочия по всех хозяйственной деятельности, поселения укрупняются, что является следствием процесса урбанизации, основные налогоплательщики, которые могли бы пополнить бюджеты утекают в крупные агломерации, а местные власти остаются один на один с оставшимися на территории жителями.

Что касается Смоленской области, то ежегодно огромные средства бюджета перераспределяются на поддержку и развитие муниципалитетов, но этого явно недостаточно. Сейчас важно поддержать ту инфраструктуру, которая есть в регионе и именно на решение этих задач направляется финансирование.

Ещё одной болевой точкой является кадровый голод, я много езжу по городам и селам Смоленщины и понимаю, что нам нужны новые подходы к формированию местных администраций, нужно мотивировать молодых людей оставаться в родном краю, вкладывать в него душу и силы, а для этого нужны условия, нужна конкурентная заработная плата, нужны перспективы. Построение такого кадрового механизма залог успеха и развития территорий, когда молодые ребята ворвутся с новыми идеями и взглядами на жизнь.

Крючкова Светлана Алексеевна

Председатель, генеральный директор РСОО «Общество защиты прав потребителей «Фемида»

Проблемы эффективного местного самоуправления всегда были актуальны. В последнее время это стало жизненной необходимостью. Принятие решений для своего населения, проживающего в тех же местах, что и выбранная публичная власть будут более правильными. Местная власть должна способствовать снятию напряженности в обществе и принимать решения, основанные на жизненных потребностях населения.

Именно муниципалитеты отвечают за качество и безопасность жизни граждан в своих границах. Вопрос кадров муниципального уровня имеет место быть. Все-таки они должны быть специалистами, или, по крайней мере, иметь образование, желательно высшее.

В настоящее время готовятся регионы к выборам. Чтобы выборы были легитимные, об этом позаботятся наблюдатели, как от партий, так и общественные наблюдатели. Основное за избирателями, которые должны выбрать достойных претендентов, которые впоследствии будут решать их проблемы.

Валерий Николаевич Цыркунов, главный редактор газеты «Хиславичские известия», член Союза фотохудожников России

Процесс встраивания муниципальных органов нашего региона в единую систему публичной власти как-то происходит.  Не могу ничего сказать об особенностях подготовки кадров для системы местного самоуправления. Есть вопрос — а где их готовят, эти кадры? Если готовят, то почему, например, в п. Хиславичи уже не первый год нет начальника отдела по городу, который бы полностью отвечал за состояние дел в самом крупном населенном пункте района? Есть исполняющий обязанности, а это совсем другая история. И это уровень района. Я уже не говорю о сельских поселениях. Там при возрастающих требованиях и сокращающемся финансировании основная задача кадров местного самоуправления как-то дотянуть до пенсии. Так что в нашей ситуации не до выбора качеств. За регион сказать не могу.