Он участвовал в выводе войск из Афганистана

15 февраля в России — День воинов-интернационалистов. В этом году отмечается 33 годовщина со дня вывода советских войск из Демократической республики Афганистан.

Этот февральский день 1989 года стал настоящим праздником для сотен тысяч мужчин бывшего Советского Союза, их матерей и жен. Чужая война, которая длилась практически десятилетие, оставила отпечаток в судьбах многих советских граждан. Афганская война унесла тысячи жизней молодых парней. Война, в которой сотни бойцов прошли через лишения и нечеловеческие муки плена, не предав идеалы своей Отчизны.15 февраля 1989 года территорию Афганистана покинули последние колонны частей 40-й армии и все специальные подразделения пограничных войск.

Игорь Петрович Максименков был в ряду тех, кто непосредственно принимал участие в выводе советских войск. Солдатом-срочником он попал на афганскую войну в декабре 1987 года. Нужно отметить, что наш земляк призывался из Кишинева, куда уехал после школы и стал работать на местном тракторном заводе.

— Помню, как с призывного пункта в Кишиневе нас (40 призывников) на электричке отправили на пересылку в Одессу. Всех очень интересовало, куда же мы попадем служить. Сопровождающий капитан не стал скрывать, ответив, что готовить нас будут для отправки в Афганистан. Подумалось, пугает нас. В Одессе распределяли новобранцев в разные места. Но нас, как и сказал капитан, направили в учебку поближе к афганской границе — в Степанакерт, — вспоминает Игорь Петрович.

Полгода военной подготовки, серьезное обучение не только по специальности (я до армии окончил курсы военных водителей), но и физическая подготовка, владение оружием, изучение тактики боя непосредственно в условиях, приближенных к афганским — все было основано уже на большом опыте воевавших.

7 ноября 1987 года мы принимали участие в праздничном параде в Степанакерте. В декабре нас принимала Калогайская долина Афганистана. Был распределен в 201 мотострелковую дивизию, находившуюся в северной части расположения советского контингента в Афганистане.

Попал в роту обеспечения 395 мотострелкового полка, стояли в Пули-Хурми. Сначала получил самосвал, на котором работал на месте, дежурил, ходил в наряды. Затем пересел на 10-тонный КамАЗ-53212, рейсы стали дальними. В Калагарской долине были сосредоточены крупные воинские склады. Из Союза сюда стекалось все необходимое для жизни и вооружения нашей армии.

201 мотострелковая дивизия прикрывала северную часть расположения нашей армии — от Термеза до Саланга. Наверное, многие смотрели фильм «Девятая рота». От Хайрана до Темреза такие подразделения вдоль дороги стояли на всех опасных участках, обеспечивая безопасное прохождение колонн. А мы возили к ним боеприпасы, продукты, обмундирование. Дорога охранялась так, что мы ходили быстро. Я ни разу не попал под прямой обстрел. Конечно, годы моей службы пришлись на завершающий этап афганской войны, у нашей армии уже было умение ведения военных действий  и наработанные отношения с местными, огромный опыт жизни в этих условиях. И уже шел разговор о выводе наших войск. В выводе мне и довелось участвовать.

Войска выводились постепенно. Мы выполняли практически ту же работу, только уже не завозили грузы, а вывозили их. Помнится, как вывозили имущество из Шибергана. Выезжали в 6 утра. До Мазари-Шарифа шли по графику. От этого города до Шибергана «ползли» за тральщиком, который катился впереди, чтобы ликвидировать заложенные мины. В Шибергане быстро загрузились и в обратный путь. Сутками за рулем без роздыха. Бывало, отдельные водители засыпали. Кто замечал, сигналил, приводя уставшего в чувство. А на базе нас встречали с оркестром.

Ходили в Теплый Стан, что в пригороде Кабула — сдавали по договору военную технику местной армии.  

Мы были среди тех, кто выходил из Афганистана в числе последних. 12 февраля 1989 года мне было поручено вывезти медицинский НЗ (неприкосновенный запас) полка. Мой КамАЗ загрузили по полной и опечатали. На нем я и пересек  наш мост Дружбы. «Аптечку» сдавал уже в Душанбе.

На советской стороне нас встречали торжественно. Армейское и партийное начальство вручило каждому Благодарственные письма, получил  я и наградные часы, а от афганского руководства — медаль «От благодарного афганского народа». 

До окончания срочной службы у Игоря Максименкова оставалось еще два месяца. Они у солдата прошли тоже активно, но это уже была не война, а серьезные, но мирные  военные учения.

На новом месте службы в комендантской роте танковой части под Нижним Новгородом отдохнуть у полученного ГАЗ-66 водитель смог только два  дня — начались командные штабные учения со всеми вытекающими «боевыми» заданиями на Тихорецком полигоне. Прошли они успешно.

Не успели танкисты прочистить после стрельб танковые стволы, а водители, как наш герой, проверить коробки передач и движки, нагрянули масштабные учения с Таманской дивизией. Снова лихо шли «в бой» его сослуживцы, выполняя заповедь А.В. Суворова: «Тяжело в учении — легко в бою». И ему ли, опытному участнику военных действий, только что вернувшемуся из горячей точки, было не знать правоту этой заповеди. За участие в учениях наш земляк тоже был награжден Почетными грамотами военного руководства.

Два месяца службы под Новгородом пролетели быстро. И была теплая встреча с родными в Хиславичах  и замечательный летний отдых в кругу друзей. А потом снова вернулся в Кишинев, и, быть может, так бы остался жить и работать в прекрасной молдавской столице, но пришли смутные 90-е, рассыпался Советский Союз, пошли междоусобные распри. Решение выбрал одно — на родину.

Афганское прошлое осталось глубоко в сердце нашего земляка. Как он говорит, на его долю не выпало серьезных боев и страшных потерь, но все это было там, где и он рисковал своей жизнью. Слово «война» и сейчас задевает какую-то тонкую сердечную струну…

Мир и сегодня хрупок. То и дело Российская Армия проводит военные учения, наверное, не только нарабатывая опыт военных действий, но и демонстрируя миру, что у нас есть сила и умение постоять за себя. И пусть будут на российской земле самые массовые, самые ответственные учения — они на пользу армии. Но пусть не будет никогда войны, ни большой, ни малой.

Сегодня у Игоря Петровича Максименкова встали на ноги дети, уже подрастают внуки. И так хочется, чтобы над их головами было мирное небо.

Светлана Денисенкова

Фото Валерия Цыркунова

(Старые фотоснимки афганской поры, как и свою армейскую форму, бережно хранит в своем архиве наш герой)