Сегодня жизнь Николая Ивановича Аниськина течет в размеренном, привычном русле. Нет-нет, да иногда приходят к ветерану прокуратуры добрые знакомые за помощью, и снова приходится включаться в профессию, которую выбрал еще в пору своей юности.
После окончания школы Николай Иванович, уехав в Москву, решил попробовать поступить в юридический институт. И получилось, хватило и знаний, полученных в Хиславичской школе, хватило и усердия, и настойчивости. И в том, что вернется после учебы в Хиславичи, не сомневался.
— В 1969 году пришел я работать в Хиславичскую прокуратуру следователем, — делится своими воспоминаниями Н.И. Аниськин. — Прокурором тогда был Шугурин Петр Алексеевич. Профессионал своего дела с большим опытом работы стал моим первым наставником. Годы работы под его началом и убедили меня в правильности выбранного дела.
Прокуратура по тем временам расследовала уголовные дела по тяжким и особо тяжким преступлениям: убийства, преступления, совершенные несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, должностные преступления и другие категории преступлений, представляющие особую сложность. И, конечно же, осуществляли общий надзор за соблюдением законности. Случаев было немало, и прокуратура разбиралась серьезно и по-честному.
Помнится, был в Хиславичском районе очень громкий случай, взбудораживший всю Смоленскую область. Где-то в начале 70-х в районе объявился безногий инвалид, представившийся именем нашего земляка — Героя Советского Союза Шилкина Михаила Кузьмича. Трудно было не взять на веру его рассказ о том, как при форсировании Днепра получил тяжелое ранение, после которого лишился ног. Рассказал, что долгое время был без памяти, а тут уже около 30 лет после окончания войны вдруг «вспомнил», что он родом из нашего района. Тонкое дело не обидеть бывшего солдата. Но досконально выяснить его судьбу пришлось нашей прокуратуре.
Прокурор Шугурин лично поговорил с «Героем», я опросил его односельчан, родственников. Сомнения только росли. Узнав, что «Шилкин» в последнее время жил в одном из домов инвалидов в Брянской области, Петр Алексеевич поехал туда, где узнал много интересного о новоявленном «Герое». Оказалось, инвалидом он был с детства (в юные годы он потерял ноги, попав под колеса то ли трактора, то ли машины). Сначала жил в детском доме, потом в доме инвалидов. Отсутствие ног не мешало этому разбитному мужичку быть на виду. Играл на гармошке, пел, получая свою долю мужского внимания. А когда высохли послевоенные слезы у его перенесших все ужасы войны земляков, придумал хорошую авантюру. Укатив на самокатной полочке для безногих из дома инвалидов, то тут, то там представлялся героем войны, получая особую долю почета, внимания и заботы. И мелкие разоблачения на Брянщине отзывались на инвалиде ну разве что тумаками от задетых за живое родственников, погибших на фронтах ВОВ. А в Хиславичском районе замахнулся он на роль Героя Советского Союза. Но, увы, наша прокуратура его вывела на чистую воду.
Прокурор Петр Алексеевич Шугурин получил за расследование этого дела благодарность и наградные ручные часы с гравировкой. Благодарность и настольные часы получил и я, работавший в то время следователем прокуратуры.
Рассказывая о своей работе, Николай Иванович вспоминал ветеранов Хиславичской прокуратуры Фомина А.А., Ожиму А.А., Новикова А.А., каждый из которых внес свою лепту в развитие прокуратуры, с которыми много серьезных дел было рассмотрено.
А говоря о нашем собеседнике, нужно отметить и следующее: как не пыталась жизнь увести его с юридической стези, ведь он был и первым секретарем райкома ВЛКСМ, и поступало ему предложение закончить Высшую партийную школу, пойти по партийной стезе, — не его это было. Честно выполнив условия договора с первым секретарем райкома партии, сумел уйти с партийных рельсов, поступив в аспирантуру научно-исследовательского института советского законодательства. Много лет работал юристом в районном агропромышленном объединении. Потом снова в прокуратуре. Был прокурором района. Исполнял обязанности судьи.
Стоит отметить, что и на чужую сторонку не подался. Хотя были предложения работы в прокуратуре Угры, Ельни. Его талант и юридические знания пригодились на родной земле.
Как мы уже говорили, и сегодня Николай Иванович Аниськин не забрасывает свою юридическую практику. Но, как сам отметил, в силу возраста имеет возможность выбирать интересные дела, помогая людям в основном по гражданским делам, которые считает сегодня наиболее актуальными.
От лица земляков мы поздравляем Николая Ивановича, всех ветеранов прокурорской деятельности с профессиональным праздником, еще раз говоря им спасибо за ту важную работу, которой они себя посвятили.
Светлана Денисенкова
Фото Валерия Цыркунова