90 лет — награда за достойную жизнь

На страницах районки мы неоднократно рассказывали нашим читателям о людях, в чьих устах оживала история не только отдельной семьи, но и целой страны. Вот и сегодняшняя наша героиня — труженица тыла и ветеран труда Лидия Дмитриевна Шестернева как раз из этой когорты. Пережив немало испытаний, эта сильная духом женщина недавно отметила свой 90-летний юбилей.

По доброй традиции с такой знаменательной, достойной уважения датой поздравить Лидию Дмитриевну приехал главный специалист отдела социальной защиты в Хиславичском районе С.Л. Ковалев. Наряду с искренними словами признательности и благодарности за ее труд, пожеланиями крепкого здоровья и долгих лет жизни, он вручил виновнице торжества памятный подарок и Благодарственное письмо от президента Российской Федерации В.В. Путина.

Расчувствовавшись от такого внимания, Лидия Дмитриевна охотно откликнулась на нашу просьбу рассказать о себе. Вспоминая свою большую жизнь, где были смех и слезы, погожие деньки и грозы она без утайки поделилась воспоминаниями. Пусть сегодня возраст дает о себе знать, но есть в ее жизни такие моменты, которые не забыть вовек.

Родилась Лидия Дмитриевна в Монастырщинском районе, в когда-то большой и многолюдной деревне Копыловка. Отец и мать — Дмитрий Хрисанович и Мария Михайловна Шестерневы были простыми крестьянами. Кроме нее — самой младшей, у родителей было еще двое детей — сын Александр и дочь Анастасия. Как и у большинства деревенских тружеников, их будни были наполнены повседневными хлопотами и заботами. Не успеют петухи пропеть, как вставать уже нужно, хозяйство накормить, корову подоить и в поле выгнать, и так далее по порядку до самого заката. Конечно, большим подспорьем в этих житейских делах для взрослых была помощь со стороны младших членов семьи, уже с раннего детства знавших цену нелегкому деревенскому труду.

С трепетом в голосе вспоминая беззаботную пору своего раннего детства, Лидия Дмитриевна рассказала, каким ударом для семьи стал арест отца. Попав под жернова сталинских репрессий вместе с братом Григорием, он целых 10 лет провел вдали от семьи, работая в Сибири на лесоповале.

— Помню, как перед тем, как за ним приехали и арестовали, председатель предупреждал его и просил спрятаться. Но отец не прислушался к его словам, сказал только: — «Я ничего не сделал, чтобы меня задерживать. Живу честно, зла ни на кого не держу и другим не делаю».  Но видно в ту пору не особо разбирались в том, что ты за человек, виновен в чем-то или нет. Приказано арестовать, и точка. 

Не меньше эмоций вызвала у Лидии Дмитриевны и тема о том времени, когда на Смоленщине хозяйничали немцы. Вовек ей не забыть, как в начале войны, когда уже взяли власть фашистские захватчики, к ним в деревню заглянули семь вышедших из окружения солдатиков. Обогрев и накормив гостей, местные их в бане спрятали. Да только недолго они там просидели. Внезапно нагрянувший карательный отряд нашел их и там же расстрелял. Похоронили их селяне, по словам нашей героини, не на местном кладбище, а как раз рядом с тем местом, где немцы свой страшный приговор привели в исполнение.

Продолжая свой рассказ о годах лихолетья, Л.Д. Шестернева поведала нам о том, как они с матерью помогали партизанам, снабжая их едой, как вместе с одной женщиной из Воробьевки прятали еврейскую семью. Чтобы их не обнаружили немцы, перевозили на телеге с сеном из одной деревни в другую. К сожалению, из всей той семьи удалось пережить оккупацию только самой старшей девочке. Мать и младшего ребенка, когда они однажды отправились в Хиславичи за одеждой, задержали, а затем расстреляли. После окончания войны за девочкой приехал отец и забрал ее с собой в Алма-Ату. В знак благодарности за спасение дочери забрал он в те края и спасшую его дочь женщину из Воробьевки.

Не забыть нашей героине вовек и те эмоции, которые они с матерью пережили, думая о сестре Анастасии, которая была в блокадном Ленинграде. Настоящим чудом можно объяснить то, как ей тогда удалось выжить. На момент снятия блокады она до такой степени была истощена, что не могла даже самостоятельно передвигаться. Но судьба к ней была благосклонна, раз послала на помощь брата Александра. Прошедший войну от начала до конца, он участвовал в обороне Ленинграда. Он лично нашел сестру, постарался ее отправить в тыл,  в Тверскую область.

На протяжении диалога неоднократно возвращалась к событиям военного времени Лидия Дмитриевна. Со слезами на глазах рассказала о том, как при отступлении немцы подожгли их деревню. Один за другим вспыхивали и сгорали дотла дома. Но им повезло, дом уцелел.

Пришло освобождение, но из-за нехватки мужской силы весь тяжелый груз по восстановлению разрушенного войной хозяйства лег на женские и детские плечи. Лидия Дмитриевна до сих пор помнит, как ей, будучи тринадцатилетней девчонкой, приходилось вручную перебирать зерно, пахать на волах и лошадях колхозные наделы. А позже, уже в восемнадцать лет, вместе с другими деревенскими девчонками, не покладая рук, трудиться на строительстве дороги на Монастырщину. За это, между прочим, их бригада была награждена красным знаменем.

Много лет на совесть трудилась наша собеседница в родном колхозе. А когда матери не стало, и деревня пустеть стала, перебралась к сестре в Хиславичи. Устроилась здесь санитаром-лаборантом в аптеку, где и проработала до самой пенсии и еще десять лет после.

Богатство, нажитое этой простой женщиной, небольшое, зато какое — почтенный возраст, мудрость и жизненный опыт. Что же до счастья личного, хотя судьба и не подарила ей деток, есть у нее близкая родня, которая заботу о ней проявляет, во всех делах помогает. Не проходит дня как в гости к бабушке племянница Вера захаживает, когда одна, а когда с детьми и внуками. Вот и в день нашего приезда к имениннице зашла проведать, о здоровье справиться, да радости и бодрости духа пожелать.

Низкий поклон Вам, Лидия Дмитриевна, за ту сложную жизненную дорогу, по которой Вы прошли достойно, трудясь во благо процветания родного края. Желаем Вам крепкого здоровья, долгих лет жизни, заботы родных и побольше радостных моментов, которые Вы по праву заслужили!

Елена Гузова