«Если вы решили развестись, потому что у вас «закончилась любовь», то могу вас поздравить, любовь у вас еще и не начиналась». Эти слова психолога Марии Таргаковой несколько лет назад стали для меня настоящим откровением, и я решила заняться поиском семей, которые живут не в длину, буднично и бесцветно проводя день за днем, а в глубину — слов, эмоций и отношений… Благодаря чему рождается совершенно иной мир — мир счастья, радости, понимания, обожания, любви и успеха, в котором счастливы вместе не только взрослые, но их дети. Ведь, по мнению тех же психологов, 99,9 процента всех будущих проблем человека родом из детского «прекрасного далека».
И мне наконец-таки повезло, когда буквально под занавес командировочного дня в Хиславичах мы «завернули на огонек» к Александру и Ирине Галынским, которые воспитали троих замечательных сыновей. Старший, Дмитрий, стал успешным предпринимателем, средний, Илья, — блестящим студентом Смоленской медицинской академии, а младший, Павел, в прошлом году поступил в «кинематографическую мекку страны» — ВГИК, выдержав сумасшедший конкурс — 200 человек на место!
Их мама, Ирина Анатольевна, была в это время на работе, в школе, поэтому «допрос с пристрастием» по поводу «миссии отца в семье» пришлось держать главе семейства, с лица которого не сходила улыбка радушного хозяина. Уже это для нашего мира неулыбчивых людей казалось довольно непривычным.
Мы были сразу же приглашены за обеденный стол, где уже через пару минут с удовольствием уплетали вкуснейшие щи с фасолью «из настоящей русской печи», а затем чаевничали вприкуску с тающим во рту яблочным пирогом. Отказаться от приглашения потрапезничать было просто невозможно.
Про суворовских чудо-богатырей и своих детей
— Александр Васильевич, вчера, разговаривая со своей старшей дочерью, советовала ей избегать тех мест, где критикуют, сплетничают, потому что весь негатив, как по блютузу, автоматически скачивается в сознание. Но ведь чтобы воспитать троих умных и успешных сыновей, нужна целая педагогическая система. Не раскроете хотя бы некоторые ее постулаты?
— Я — бывший военный, прослужил в армии 14 лет без единого взыскания, прошел очень хорошую школу жизни. Я был командиром взвода, потом — роты. И всегда считал вслед за Александром Суворовым, что плохих солдат не бывает, бывают плохие командиры. Так вот, и плохих детей в природе просто не существует. А вот обделенные дети встречаются довольно часто — недолюбленные, недовоспитанные, недосмотренные. Между тем, чтобы сыновья и дочери в жизни были уверенные и успешные, их нужно поддерживать и любить. А еще они должны усвоить незыблемые правила, которые помогут избежать многих трудностей и подготовят к взрослой жизни. Как учил А.В. Суворов: «тяжело в учении — легко в бою».
— Какие правила?
— Педагогика — это наука. И я, признаться, совсем не понимаю людей, которые говорят, что дети их… не слушаются. Потому что воспитание и непослушание — вещи просто несовместимые, если присутствует воспитание, там не должно быть места непослушанию.
— Хорошо, что такое воспитание?
— Это комплекс методов и приемов, но прежде всего — воздействие на ум и сердце ребенка. Поэтому я всегда спрашиваю у своих потерпевших фиаско собеседников, а как вы своих детей воспитываете? И, как правило, слышу в ответ, что они просто растят детей, как деревья или дачную рассаду, — кормят-поят и укрывают-одевают…
— И все-таки с чего должно начинаться воздействие на ум и сердце ребенка?
— Он должен четко знать и понимать, что такое «можно», «нельзя» и «надо».
«Что такое хорошо, и что такое плохо»
— Что ребенку можно?
— Все, что хорошо. Причем родители должны убедиться, что ребенок довольно четко это понимает. Поэтому я сразу сказал своим сыновьям: если вы совершите хороший поступок, но кто-то этого не оценит, то это совсем не страшно, а вот если плохой, то уже должны опасаться, и прежде всего меня.
— Допустим, а что такое надо?
— Чтобы стать настоящим человеком, требуется львиную долю — процентов 80 — делать того, что надо, и лишь 15-20 процентов можно оставить на всякие свои «хотелки». Взять, к примеру, тот же русский «домострой», который рассказывал о нормах семейной жизни на Руси. Так вот, там было написано: родители должны воспитать своих детей достойными, ответственными, самостоятельными и надежными людьми. Эти качества воспитываются трудом и терпением. А про накопление богатства для своих наследников — ни слова! Почему? Да потому, что и тогда дети из богатых семей приезжали в города и могли за одну ночь проиграть в карты целое состояние. Как говорится в одной притче: надо дать ребенку удочку и научить ловить рыбу, а не баловать готовым уловом. Поэтому всегда самыми важными, и тогда, и теперь, были, скажем так, «качественные характеристики» человека, его нравственные принципы и ответственные решения.
А кто самый главный авторитет и пример для детей? Их родители! Поэтому все трое наших сыновей прекрасно знали: сделать что-то лучше, чем я, можно, а вот хуже — уже нельзя.
— А ведь сейчас все чаще люди думают одно, говорят — другое, а делают третье… Вот такая сверхмодная тройственность бытия. Александр Васильевич, приведите хотя бы один пример своего педагогического воздействия…
— У нас большая пасека и сад. Работа с пчелами и деревьями сезонная и нелегкая. Весной и летом дети всегда были вместе с нами: и работали, и отдыхали, и урожай собирали. И вот как-то раз мы с детьми в августе качали мед, а дело это довольно долгое и муторное, все устали… И тут до меня начинает доноситься ропот, мол, сколько можно, пора заканчивать работу. Тогда я громко вздыхаю и с сожалением говорю: «Да, были во времена Александра Васильевича Суворова русские чудо-богатыри! И куда они делись? А тут, куда не встань, везде скользко…» Слышу, шумок недовольства развеялся. Работаем дальше. Проходит час-второй. Ребята с раннего детства учились основам пчеловодства и прекрасно знают, что в период медосбора мед из рамок нужно вовремя откачать, иначе пчелам некуда будет носить новые порции нектара и пыльцы, и они придут в роевое состояние, скажут всем нам «До свидания!». Поэтому это дело для них было из разряда — «надо». И когда через некоторое время вновь последовала порция жалоб, мол, все нормальные люди уже все свои дела давно закончили, на танцы пошли или с друзьями время проводят, а мы тут…
Я это слышу и вновь зычно произношу: «Да, люди во времена Суворова неприступный Измаил брали, а тут каких-то десять ульев выкачать не можем!» И снова тишина! В итоге работа была сделана отлично!
— Ого, какая у вас в семье высокая планка для равнения — Суворов, чудо-богатыри! Видимо, вашему первенцу Дмитрию приходилось совсем нелегко…
— Он прекрасно знал: каждый человек — кузнец своего счастья, а еще о том, что он, как старший сын, всегда был помощником отцу и матери и примером для младших. Поэтому Дима, да и все сыновья, как считалочку, повторяли «что должен вести себя достойно, красиво, благородно, не провоцировать неприятные и опасные ситуации и не позорить фамилию». А еще наши дети были в курсе, что для хорошего результата все нужно делать с любовью и качественно, а поэтому никогда не стоит торопиться. Поспех — людям на смех!
Все трое сыновей прекрасно учились в школе, участвовали в общественной и социально значимой жизни, конкурсах и мероприятиях района, региона и страны. За активную деятельность и отличную учебу были награждены областной стипендией имени князя Смоленского Романа Ростиславича. Павел получил муниципальную премию имени Ю.А. Гагарина. Илья закончил школу «Одаренные дети» при Смоленском департаменте по образованию. Павел и Илья окончили школу с золотыми медалями. Дима вышел во взрослую жизнь с серебряной, закончил энергоинститут, женился, стал папой двух очаровательных ребятишек.
— Но если у них что-то все-таки не получалось, то что вы им тогда говорили?
— В нашей семье дети хорошо знакомы с боевыми и трудовыми подвигами своих прадедов, которые героически сражались на фронтах финской и Великой Отечественной войн, восстанавливали разрушенную страну, поднимали хозяйство, растили детей. Знания об их нелегкой жизни созвучны с историей нашей страны. Мы всегда гордились нашими дедами и передали эту любовь и гордость детям в пример для подражания и идеал, на который можно и нужно равняться в бесконечном терпении, мужестве в трудностях и целеустремленности в неудачах. Иногда я предлагал им задать себе вопрос: «Я что, глупый, что не понимаю вот это?» А если умный, то должен разобраться! В наше время мало быть специалистом в какой-то области или сфере, нужно быть мастером своего дела, а мастерство приходит только через труд.
— А вы случайно не приводили им в пример Михаила Ломоносова в качестве образца целеустремленности и неугасимой тяги к знаниям?
— Конечно, приводил! Говорил, что он из Архангельской губернии пришел, так ему хотелось учиться… Нужно помнить о том, что с детства Ломоносов был трудолюбив , начитан и проявлял рвение и самостоятельность в обучении. Учеба для наших детей — это главный труд, не секрет, что он самый трудный, поэтому мы всегда были рядом и создавали условия для успешного обучения, давали им почувствовать уверенность в своих силах. Как учит педагогика и психология, создавали ситуации успеха. А еще, каким человек станет в будущем, зависит от двух факторов: с кем он общается и какие книги читает. Читать в нашей семье любят все, и с детства дети были увлечены чтением лучшей литературы. На пути к знаниям мальчишкам помогали замечательные учителя школы, педагоги школы искусств, преподаватели ведущих вузов г. Смоленска, мастера вокала. Илья в течение 2 лет прошел хорошую подготовку в школе одаренного ребенка, где преподавали специалисты СмолГУ. Паша три сезона подряд в 2016-2018 годах был в лагере творческой молодежи «Сокол», где проходил обучение по программам творческой направленности, реализуемым командой того же университета. Как говорил древнегреческий царь Солон, «хоть и стар я становлюсь, но всюду многому учусь». Знаний много не бывает, в этом мы убеждали своих детей. И это секрет успеха!
Про «человека-редиску» и путь в никуда
— Александр Васильевич, тогда продолжите фразу: правильно — это…
— Честь и совесть — это правильно. Если в тебе это есть, то ты остаешься человеком. В советское время, когда солдат принимал присягу, то после слов «торжественно клянусь» следовало какое? Быть храбрым, дисциплинированным, бдительным? Нет! Быть честным! Потому что совершить ошибку может каждый, поэтому задача каждого человека — не искать виновных и причину своих неудач в ком-то еще, а только в самом себе. Потому что обвинять других — это путь в никуда. В таком случае человек уже не может сказать: «Честь имею!» Стать жертвою обстоятельств или быть выше их — это личный выбор каждого. Мы сами можем изменить себя, свое мышление, поведение, а еще отношение к тем людям, которые нас подвели или предали. Если ты в жизни сталкиваешься с «человеком-редиской», то не нужно действовать по его правилам, оставайся настоящим человеком! И никогда не забывай, что все возвращается к тебе, как бумеранг.
— Но ведь каждый человек — это еще и отдельная вселенная…
— Во вселенной огромное множество объектов. Но для человека главное — отношения. Поэтому, строя отношения в «своей вселенной», всегда нужно культивировать в себе открытость и доверие. Это основа долговечности чувств и счастливой жизни. Особенно это касается тонкой сферы любви, и, как говорил отец педагогики Василий Александрович Сухомлинский, доверие нельзя требовать, его нельзя просить, его нужно завоевать, как любовь, как дружбу.
— А как же насчет того, что в этом мире никто никому ничего не должен? Ни жена — мужу, ни муж — жене? Если только жена сама не захочет для него что-то сделать…
— Всем и всеми руководит любовь, это когда у тебя появляются крылья и все получается.
— Вы согласны с утверждением, что главная причина того, что человек не становится счастливым, — он думает, что заслуживает лучшей доли?
— А кто всем нам может помешать претворять свои мечты в жизнь и добиться лучшей доли? Нужно каждую минуту жить с ощущением счастья и видеть счастье в каждой мелочи. Как писала в одном стихотворении моя жена:
Как много нужно, чтобы быть счастливым.
Спокойно спать, иметь семью, детей.
Любить неудержимо, быть любимым.
Не ждать от жизни грустных новостей.
Как мало надо, чтобы быть счастливым:
Звезду в ночи и мирно спящий дом,
Глаза ребенка, разговор с любимым
И нежный шепот ветра за окном…
Наши сыновья выросли людьми самостоятельными и верящими в себя. Паша на утверждение, что поступить в столичный театральный вуз довольно проблематично, ответил так: Иннокентий Смоктуновский делал это 11 раз, Лев Лещенко — три раза. А кто я? Парень из деревни, почему бы мне счастья не попытать? Буду поступать столько раз, сколько нужно, пока не поступлю.
Сегодня мы лишь чуть-чуть приоткрыли дверь в мир замечательной семьи Галынских — маленького государства внутри большого. И чем больше будет вот таких сильных и крепких малых государств в нашей стране, тем сильнее и крепче будет вся наша держава.
А еще по дороге в Смоленск я думала о любви, которая может иметь разный вкус — быть сладкой, соленой, терпкой, острой, горькой и даже неприятно вяжущей. Но ведь всегда этот вкус можно немного подкорректировать и изменить, не правда ли? А это значит добавить в свою жизнь больше любви, тепла и солнца, убрав из нее холод безразличия и озноб обид.
Нам пора было отправляться в обратный путь, поэтому я попросила Александра Васильевича показать фотографии его сыновей.
Выяснилось, что все дети — «тройная мамина и папина радость» — не только отлично учились в школе, но еще успели закончить и музыкальную — по классу баяна.
Впрочем, Павлу и этого оказалось мало — он был не только успешным вратарем в футбольной команде, но еще и прекрасно играет на гитаре. А слышали бы вы, как этот «чудо-богатырь» классно поет эстрадные песни и романсы! Впрочем, с песней по жизни всегда шли и Дмитрий, и Илья. Они самостоятельно научились играть на гитаре. Ребята, как и мама, пишут прозу, стихи и песни, которые печатались в сборниках, газетах и журналах. С литературными и вокальными произведениями они неоднократно занимали призовые места в различных конкурсах. Об этом рассказывают огромные стопки грамот, дипломов, газетных статей и фотографий на полках в родительском шкафу.
(«Рабочий путь» № 32 от 17.03.2021г.)