Сегодня такие слова как кашуля, спадница, андарак, горсет, кабат, скирдочка и подобные им уже не услышишь в быту. И только единицы расскажут вам о предназначении этих предметов. А ведь все это элементы традиционного народного костюма, который является бесценной жемчужиной культуры русского народа, способной поведать о жизни, чаяниях и традициях наших предков. Народный костюм, вытесненный временем и обстоятельствами из повседневной жизни, в настоящее время переживает новый интерес. Благодаря стараниям энтузиастов, которые ведут свою работу на местах, постепенно возрождаются забытые техники ткацкого и рукодельного искусства, повторяющие бесценные старинные образцы народного текстиля, которые бережно хранятся не только в местных краеведческих музеях, но и при сельских Домах культуры, детских школах искусств. И, наверное, неслучайно, что заседание очередной творческой лаборатории, которая состоялась на прошлой неделе при Хиславичском районном Центре культуры, организаторы решили посвятить народному костюму хиславичского края.
По традиции открыла познавательную встречу «Оденься по-смоленски. Разговор о народном костюме» ведущая Валентина Федоровна Гурко. Обращаясь к художественным руководителям централизованной клубной системы, она вкратце рассказала им об истории народного костюма, его значимости в жизни наших предков. Также была отмечена необходимость сегодня сделать все, чтобы сохранить для будущих поколений этот бесценный, яркий объект русской культуры, в котором удивительным образом нашли свое отражение душа народа, его чаяния, самобытность и представление о прекрасном.
Продолжили встречу те, кто по праву может отнести себя к хранительницам народных традиций, и кто уже на протяжении долгих лет делает все, чтобы возродить их из небытия, собирая их по крупицам и привлекая к их сохранению молодое поколение, преподаватель художественного отделения МБУДО «Хиславичская ДШИ» Надежда Алексеевна Хацкова и руководитель творческого объединения «Радуга» Ольга Леонидовна Шапортова.
Посвятив изучению данной темы немало времени и зная не понаслышке все ее тонкости, Надежда Алексеевна начала свой рассказ с истории становления народного костюма нашего края, на формирование которого оказали влияние такие факторы, как природно-географические условия, вероисповедание, занятия населения, торговые и культурные связи с соседями. Немалое влияние на традиционный народный костюм, конечно же, было оказано белорусской культурой. Это произошло потому, что в прошлом наш район относился к Мстиславскому уезду Могилевской губернии.
Используя для наглядности образцы из своей коллекции, Н.А. Хацкова подробно рассказала о тех материалах, которые использовались для создания одежды. В основном наши предки использовали для этих целей местное сырье (лен, коноплю, шерсть), которое в домашних условиях обрабатывали, отбеливали, пряли, красили, ткали. Следует отметить, что весь процесс создания готового изделия занимал немало времени и был очень трудоемок, ведь делалось это вручную. Старинные образцы одежды позволяют рассмотреть все тонкости работы как над материалом, так и над созданием самого платья. Сколько старания и труда вкладывали мастерицы, украшая платья и сарафаны по установленным канонам лентами, кружевом или вышивкой.
В своем выступлении Надежда Алексеевна более подробно рассказала из каких элементов состоял женский и мужской костюм, и чем отличалась повседневная одежда от праздничной. Например, в женский ансамбль одежды входили рубаха (кашуля), юбка (спадница, андарак), передник, пояс, горсет (безрукавка), головной убор и обувь. На праздники и большие торжества женщины обычно одевали украшенные цветными кружевами и лентами андарак и кабат, а вместо лаптей обували кожаные постолы или хромовые сапожки.
Н.А. Хацкова представила видео-проект «Во всяком посаде в своем наряде», созданный вместе с воспитанниками студии, занявший первое место на областном этнографическом конкурсе.
Продолжила встречу О.Л. Шапортова, которая рассказала собравшимся, о том, с чего началось ее увлечение народным костюмом, и какую роль в этом сыграли мастер-классы проводимые в Смоленском Центре народного творчества при творческой лаборатории «Живая нить». Именно там она почерпнула те знания и методы кройки и шитья, позволившие ей самостоятельно воссоздать народный костюм Смоленского края, который она с удовольствием и продемонстрировала участникам встречи.
Заседание творческой лаборатории прошло на одном дыхании. От встречи у присутствующих остались замечательные, позитивные впечатления. Подводя ее итоги, хочется обратится к хиславичанам с просьбой бережно относиться к предметам старинного быта, а если есть возможность, поучаствовать в пополнении коллекций, экспонаты которых активно используются нашими хранительницами народных традиций в исследовательской и преподавательской деятельности.
Елена Гузова