Успешен учитель – успешен и ученик

Нынешний учебный год оказался непростым и для учителей, и для учеников, и для их родителей: угроза коронавируса, переход на дистанционное обучение и «виртуальный Последний звонок» – всё это было неожиданно и непривычно, особенно для сельских школ. О плюсах и минусах нового формата обучения, об успехах учеников и о своих профессиональных достижениях нам рассказала заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ленинской основной школы, учитель начальных классов Светлана Вячеславна Кухаренкова.

 – Светлана Вячеславна, в этом году из-за пандемии коронавируса школы перешли на дистанционную форму обучения. Расскажите, как проходило обучение по удалёнке в Ленинской школе.

– К новому формату дистанционного обучения мы изначально не были готовы. Наша школа, как и многие другие сельские школы, столкнулась с основной проблемой дистанционного обучения – плохая сотовая связь и отсутствие интернета. По этой причине были сложности с отправкой заданий и их проверкой, ведь учителя и ученики обменивались информацией по электронной почте или через соцсети. А у многих ребят, например, дома нет компьютера. Для них задания нужно было распечатывать и передавать «на дом».

Учителям пришлось быстро осваивать новые формы обучения. Современные образовательные платформы предоставляют множество новых возможностей, но, к сожалению, не все преподаватели могут в полной мере ими воспользоваться. Многих учителей в прямом смысле слова «жизнь заставила» освоить мессенджеры и соцсети для работы на удалёнке. И, тем не менее, несмотря на все сложности нового формата, наши учителя старались сделать процесс обучения максимально эффективным и увлекательным для ребят. Нашим ученикам, в целом, даже понравилась такая форма обучения, они с интересом смотрели видеоуроки и презентации, выполняли задания и тесты в режиме онлайн. Но, конечно же, мы все ждем возвращения от дистанционного к привычному формату обучения. Надеемся, что в новом учебном году ребята вновь придут в родную школу и сядут за парты в своих классах.

– Кстати, о классах. Светлана Вячеславна, у Вас очень красивый и уютный класс. Наверняка Ваши ученики с удовольствием приходят на занятия.

– Для ребят, особенно для учеников начальных классов, школа – это второй дом. Они проводят здесь много времени, и важно, чтобы они проводили его не только с пользой, но и с удовольствием. В нашем классе по-домашнему тепло, светло и уютно, много цветов. Мы гордимся тем, что в 2017 году наш проект поблагоустройству и озеленению класса занял 1 место на региональном конкурсе.

– Ученики Ленинской школы всегда принимают активное участие во всевозможных мероприятиях. Чем запомнился ребятам этот учебный год?

– Наши ученики на протяжении всего года участвовали в районных и областных конкурсах и неоднократно оказывались в числе призеров. И знаете, меня радует, что многие конкурсы направлены не только на проверку знаний, но и на воспитание любви к окружающему миру, доброты и отзывчивости.

Например, ребятам очень понравился новый проект «Эколята – молодые защитники природы». Это новый Всероссийский экологический проект, направленный на развитие у детей бережного отношения к природе. Наши ученики с удовольствием участвовали в конкурсах в рамках проекта «Эколята», многие стали призерами муниципального этапа. Хочу особенно отметить высокие результаты моих учеников: на областном конкурсе «Ёлка Эколят – молодых защитников Природы» первое место занял Матвей Борзов, второе – Кирилл Прудников. Мы очень этому рады, поскольку всего на конкурс поступило более восьмисот работ.

Очень успешно выступил наш ученик Тимур Клименков на областном конкурсе сочинений о домашних животных «Мы – твои друзья». Его результат – 3 место.

На протяжении учебного года мои ученики активно участвовали в акциях «Помоги птицам», «Сохраним планету чистой», «Вторая жизнь отходов» и многих других.

Также ребятам запомнилась благотворительная выставка-ярмарка детских поделок «От сердца к сердцу» в Смоленске. Это мероприятие было направлено на поддержку особенных детей – «детей-ангелов». На ярмарку мои ребята представили 13 работ. Каждому участнику и их руководителям председатель Смоленской областной Думы вручил благодарственные письма.

– Очень важно не просто дать ребятам возможность поучаствовать в конкурсе, но и увлечь их своим примером. Я знаю, что Вы сами постоянно совершенствуете свое мастерство и часто побеждаете во многих профессиональных конкурсах.

– Мне нравится фраза «Где успешен учитель – успешен и ученик». Это действительно так. Участие в конкурсе всегда требует больших затрат – я имею в виду время и силы. Но в то же время этот процесс рождает уверенность в собственных силах и устремляет вперед. По большому счету, не так уж важны победы и призы — важна сама атмосфера интеллектуального напряжения, единения, атмосфера сотворчества.

В этом году большое внимание уделялось годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Несмотря на режим самоизоляции, теме Победы было посвящено множество мероприятий. В муниципальном конкурсе методических разработок «Уроки Победы» моя работа заняла 1 место. Также я стала победителем областного конкурса методических разработок «Помним. Гордимся. Благодарим», посвященного 75-летию Великой Победы.

Мы уже говорили о том, что в последнее время большую популярность приобрела тема экологии, и я, как преподаватель, с большим интересом участвовала в профессиональных конкурсах, посвященных этой тематике. Так, например, я стала дипломантом Всероссийского конкурса программ и методических материалов «БиоТОП ПРОФИ», организованного Министерством просвещения РФ и Федеральным детским эколого-биологическим центром. Моя работа была посвящена теме формирования экологической культуры младших школьников в условиях сельской малокомплектной школы. Также я одержала победу в региональном конкурсе методических материалов «Беречь леса – творить добро!», посвященного Международному Дню леса.

Расскажу еще об одном важном для меня событии – в мае я была приглашена на ежегодный Фестиваль методических идей в СмолГУ. Лучшие учителя города Смоленска и области поделились со студентами своими методическими находками, рассказали о приёмах, хорошо зарекомендовавших себя в школьной практике.

Но самым значимым событием этого учебного года для меня стало участие во Всероссийском конкурсе на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности. По итогам конкурса я попала в число победителей, и мне была присуждена премия Президента РФ, а также премия Губернатора Смоленской области. Это самая большая профессиональная победа в моей жизни. Не ожидала, что учительница сельской малокомплектной школы попадет в число победителей Всероссийского конкурса. Я очень благодарна своим ученикам, коллегам и друзьям, разделившим со мной радость этой победы.

– Что ж, не смотря на все сложности, этот год для Вас и для школы в целом был успешным. Не могу не поинтересоваться, как в этом году в Ленинской школе прошел «Последний звонок»?

– В этом году мы изменили традиционный формат празднования «Последнего звонка» из-за пандемии коронавируса. На сайте школы мы разместили презентациюо наших выпускницах, в этом году у нас их две. Выпускницы поздравили и поблагодарили всех своих учителей. Учителя, в свою очередь, также высказали слова напутствия.

Мои ученики, кстати, в этом году – тоже выпускники, они закончили 4-й класс и перешли из начальной школы в основную. Традиционного торжества по этому поводу у нас не состоялось, но мы решили, что перенесем его на начало нового учебного года. Главное, чтобы 1 сентября мы начали учебный год в привычном для нас формате. Мы очень надеемся, что в новом учебном году мы вновь вернемся в нашу любимую школу и будем общаться друг с другом по-настоящему, а не через экран компьютера. Ведь, согласитесь, что даже самая качественная цифровая связь не заменит живого общения, и особенно это касается детей.
           

Беседовала Анастасия СТЕФАНОВА