Минпромторг России поддержал проекты развития смоленских промышленных предприятий

Создание новых производств на базе «Рославльских тормозных систем» и «Ярцевского металлургического завода» обсудили на рабочей встрече Губернатора Смоленской области Василия Анохина и Министра промышленности и торговли РФ Антона Алиханова. По итогам совещания было решено совместно проработать вопросы финансирования инициатив, а также достигнута договоренность о предоставлении Правительством Смоленской области максимального набора налоговых льгот и преференций для их реализации.

«Реализация масштабных промышленных проектов внесёт весомый вклад в развитие экономики области. Благодаря модернизации двух смоленских предприятий будут созданы современные импортозамещающие производства, выпускающие востребованную на рынке продукцию. Благодарю Антона Андреевича за поддержку в столь значимом для нашего региона вопросе!», – отметил Губернатор Смоленской области Василий Анохин.

Программа развития «Рославльских тормозных систем» предполагает организацию выпуска импортозамещающей продукции, востребованной ведущими автопроизводителями: «КамАЗом», «Уралом», «ГАЗом», «НЕФАЗом» и «МАЗом». Благодаря реализации проекта у крупнейшего машиностроительного предприятия в области десятикратно вырастет выручка и достигнет объёма в 10 млрд руб.

Еще одна тема рабочей встречи – это создание производства холоднокатаного проката на «Ярцевском металлургическом заводе». Сильные стороны проекта – гарантированный спрос со стороны крупнейшей металлобытовой организации, выгодное географическое положение и подготовленная инфраструктура. Благодаря реализации инициативы объём выпуска новой востребованной продукции достигнет до 250 тыс. тонн в год. Для финансирования развития предприятия будут проработаны возможности получения льготного займа Фонда развития промышленности и заключения специнвестконтракта (СПИК 1.0).

Глава Минпромторга России Антон Алиханов поддержал представленные на рабочей встрече инвестиционные проекты и отметил, что их реализация соответствует задачам развития российской промышленности.

Силина Карина Владимировна

Молодой политолог, общественный деятель, волонтёр

В марте 2023 г. решением Президента Российской Федерации Владимир Владимировича Путины был назначен новый исполняющий обязанности губернатора Смоленской области, весь регион с нетерпением стал ждать, что же даст данная ротация кадров. Затем в сентябре 2023 г. прошли досрочные выборы губернатора Смоленской области, на которых 86,62 % избирателей (216 767 человек) поддержали Василия Николаевича Анохина.

20 сентября 2023 года Василий Анохин вступил в должность губернатора. Новый руководитель, заявивший своим лозунгом работу «на новых скоростях», привлек к региону беспрецедентное внимание и поддержку со стороны федерального центра. Результатами стали позитивные изменения в организации медицинского обслуживания, образования, подготовки профессиональных кадров, развития коммунальной инфраструктуры и многое другое.

И вот новые соглашения и достижения губернатора Смоленской области создание производств на базе «Рославльских тормозных систем» предполагает организацию выпуска импортозамещающей продукции, востребованной ведущими автопроизводителями: «КамАЗом», «Уралом», «ГАЗом», «НЕФАЗом» и «МАЗом». Возрождение «Ярцевского металлургического завода», строительство крупнейшей металлобытовой организации, планирование выпуска новой востребованной продукции 250 тыс. тонн в год станет новой вехой в возрождении и развитии промышленности Смоленского региона.

Хочется пожелать дальнейших успехов Василию Николаевичу Анохину и его команде, лишь совместными усилиями мы возродим былую славу Смоленского края.

Иванов Александр Михайлович

Доцент кафедры Смоленского филиала РАНХиГС

Возрождение экономического потенциала Смоленской области одна из ключевых задач, которая стоит перед губернатором Василием Николаевичем Анохиным. Это не только создание новых рабочих мест, привлечение новых инвесторов и денежных средств в регион, но и возрождения былого величия Смоленского края. Хотелось привести немножко исторических и статистических данных:

Согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 марта 1982 г. № 174 началось строительстве в г. Ярцево Смоленской области специализированного чугунолитейного завода и завода дизельных двигателей Московского автомобильного завода им. И.А. Лихачева (производственное объединение «ЗИЛ»), сооружаемых подрядными организациями Минэнерго СССР и Минмонтажспецстрой СССР. Технический проект Ярцевского специализированного чугунолитейного завода был утвержден Минавтопромом СССР 21 августа 1973 г. на программу 337,3 тыс. тонн чугунного литья в год. Общая сметная стоимость строительства завода составляла – 438262 тыс. рублей, в том числе строительно-монтажные работы – 256775 тыс. рублей. Сметная стоимость первой очереди завода составляла 371 млн. рублей капитальных вложений, в том числе 199 млн. рублей строительно-монтажных работ. Сметная стоимость пускового комплекса составила 240,5 млн. рублей капитальных вложений, в том числе 159 млн. рублей строительно-монтажных работ.

В течение 1972-1973 гг. были проведены подготовительные работы, а в 1974 г. началось строительство предприятия. Ярцевский специализированный чугунолитейный завод предназначался для выпуска отливок из чугуна к автомобилям ЗИЛ. Мощность первой очереди завода составила 333, 3 тыс. тонн изделий в год, в том числе пусковой комплекс – 60 тыс. тонн.

В 1985 г. на строительстве завода было освоено 36,8 млн. рублей капитальных вложений, в том числе 34,1 млн. рублей на объектах промышленного назначения, выполнив строительно-монтажных работ на сумму 17,9 млн. рублей, в том числе 15.5 млн. рублей на промышленных объектах. Также был введен в эксплуатацию административно-бытовой корпус, эстакада инженерных коммуникаций и электрокабельный тоннель, водогрейный котел № 5, ацетиленовая станция, 28,6 тыс. квадратных метров жилой площади и ряд других объектов.

30 декабря 1986 года, в 9 часов 30 минут на плавильную печь номер 30 было подано напряжение. 2 января 1987 года в 15:00 часов московского времени началось плавление металла. Первый анализ показал: чугун хорошего качества, специалисты утверждали – качество ярцевского металла отвечает всем требованиям.

Сооружение завода дизельных двигателей в г. Ярцево было предусмотрено постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 4 марта 1982 г. № 174. Проект на строительство завода был утвержден Минавтопромом СССР 11 декабря 1982 г., сметная стоимость строительства составляла 633,8 млн. рублей, в том числе строительно-монтажные работы – 330,8 млн. рублей. В 1983 г. на сооружении завода было выполнено строительно-монтажных работ на 2 млн. рублей. В 1984 г. на строительстве завода при плане 5,4 млн. рублей было выполнено 6,1 млн. рублей строительно-монтажных работ, в том числе на жилищном строительстве при плане 1130 тыс. рублей было выполнено 1354 тыс. рублей или 120 %. Ввод мощности по выпуску 75 тыс. дизельных двигателей был намечен на 1988 г.

Судьба обоих заводов печальна: завод дизельных двигателей, несмотря на все старания и вложения, так и не стал полноценным поставщиком дизельных двигателей для конвейера в Москве. На сегодняшний день производственная база полностью уничтожена. А чугунолитейных завод, давший первый металл в 1987, в итоге был продан, функционировал, но уже не по автомобильной тематике, в начале 2010-х годах прекратил производство. На сегодня в Ярцево на его базе продолжает заниматься литьем ООО «Емф-Технологии».

Это всего лишь некоторые цифры и факты о былом величии смоленской промышленности, хочется верить, что с новым губернатором, на новых скоростях начнется возрождение региона. И лозунг «Живешь на Смоленщине – будь строителем» заново обретет новый смысл и будет использован не только на возрождаемых промышленных объектах, но и даст толчок к развитию иных отраслей, чем славился Смоленский край и привлечет население, прекратив его отток в другие регионы страны.