Александр Михайлович Карев

На Хиславичской земле родилось немало талантливых людей, которых мы с гордостью называем нашими земляками. Своими трудом и талантом они внесли большой вклад в развитие различных областей российской науки, медицины, культуры и искусства. Среди известных личностей, чья биография, связана с большой историей нашего края и Александр Михайлович Карев — советский актёр, режиссёр и театральный педагог, заслуженный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Сталинской премии первой степени.

Родился Александр Михайлович Карев 18 февраля 1899 года в Хиславичах, которые на тот момент были частью Могилевской губернии. В 1917 году окончив мужскую гимназию в Рославле, он перебирается в Москву. Начиная с 1919 года совмещает работу агента государственного издательства Народного Комиссариата Земледелия и артиста Государственного академического театра-студии «Габима». В драматической студии этого театра с 1922 по 1923 год он учится актерскому мастерству под руководством таких мэтров театрального искусства как К.С. Станиславский и Е.Б. Вахтангов. Именно «Габима» стала причиной того, что ему пришлось сменить свое настоящее имя Шебшель Михелевич Прудкин на псевдоним. Об этом интересном факте в биографии А.М. Карева пишет в своей книге «Теория относительности» прозаик-мемуарист А.П. Нилин. В ней он также упоминает о встрече Карева с величайшим из ученых того времени — Альбертом Энштейном:

«…В монографии о Вахтангове я видел портрет Карева (он выступал тогда под своей фамилией — Прудкин) в роли Прохожего из спектакля «Гадибук».

Во время гастролей по Америке за кулисы театра, где играла «Габима», зашел Альберт Эйнштейн — и обратился непосредственно именно к исполнителю роли Прохожего.

Что-то в этом образе показалось гениальному физику созвучным — и общение с этим персонажем захотелось продлить после спектакля. Но ведь обратился он со своими вопросами не к Прохожему, а к Александру Михайловичу — тогда еще Прудкину, — и ответа не дождался. Александр Михайлович через много лет признавался студентам, что так и не понял, чего хотел от него Эйнштейн.

Вся «Габима» осталась за границей — и только Прудкин вернулся в СССР. Трудно поверить, но его не расстреляли, как шпиона, а разрешили вступить в труппу Художественного театра при условии, что фамилию он сменит…»

Начиная с 1928 по 1971 года, профессиональная карьера А.М. Карева была связана с МХАТом. Здесь он реализовал себя не только как талантливый актер, режиссер, но и педагог.

Ученики Карева

Для многих в памяти Александр Михайлович Карев остался не как актер и режиссер, а как блестящий театральный педагог. Среди его выпускников множество знаменитостей. В их числе народный артист СССР Л.С. Броневой, сыгравший Мюллера в сериале «17 мгновений весны», И.В. Кваша, прославившийся в фильмах «Тот самый Мюнхгаузен», «Человек с бульвара Капуцинов», «Мастер и Маргарита». Выпускницей нашего знаменитого земляка была и Г.Б. Волчек — главный режиссер и художественный руководитель театра «Современник». Учился под руководством Карева и такой талантливый и известный актер как А.Б Кузнецов, который знаком каждому из нас по роли красноармейца Федора Сухова в фильме В.Я.  Мотыля «Белое солнце пустыни». Но, если вы думаете, что на этом список знаменитых учеников А.М. Карева заканчивается, то вы глубоко ошибаетесь.  В их ряду такие известные люди в мире кино и театра как  В.И. Коршунов, Л.И. Иванова, И.К. Скобцева, В.И. Жолобов, Е.И. Еланская, Б.В. Ардов,  А.Я. Дик, В.С. Безруков и еще многие другие знаменитости.

Надо сказать, что Александр Михайлович был довольно требовательным и суровым педагогом. Некоторые из его выпускников  позже признавались, что даже побаивались громогласно-грозного Карева. Но, тем не менее, поступить к нему на курс стремились многие. Среди них была и Л.Н. Кафанова — автор многих книг и статей о театре, актерах и режиссерах. Встреча с таким прямолинейным человеком, как А.М. Карев, сыграла огромную роль в ее дальнейшей судьбе. Вот как в своей книге «Любовь и мистика»  она описывает этот момент:

«Окончив школу, подала документы в Школу-студию МХАТ. После первого тура члены приемной комиссии высказали мнение, что меня, вроде, можно принять. Курс набирал Александр Михайлович Карев. Когда экзамен закончился, он подошел ко мне. «Я бы хотел с вами поговорить», — сказал он и пригласил в пустую аудиторию. «Первое и главное: вам не надо идти в актрисы. Пусть вас не вводят в заблуждение доброжелательные отзывы расположенных к вам людей. Они продиктованы симпатией к вам, а не ответственностью за ваше будущее. Поверьте мне, у вас нет настоящего дара, и вы загубите свою жизнь, прозябая на «кушать подано». Пока не поздно, подайте документы в ГИТИС на театроведческий, если вы так уж любите театр. Для вас это будет вернее». Я, конечно, огорчилась, но не очень, что явилось главным доказательством — в актрисы мне не надо.

Словом, актрисы из меня, скорее всего, не вышло бы, еще и потому, что в нарушение основного постулата Станиславского: «любите искусство в себе, а не себя в искусстве», я любила себя, «купалась» во внимании, которое разные люди проявляли ко мне, узнавая, что я «иду в актрисы». Оставалось переквалифицироваться в театроведы».

Награды и премии

За свою актерскую и педагогическую деятельность Александр Карев был удостоен большого количества наград и премий.  В 1946 году правительство вручило Кареву медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», а в 1948 году за свою театральную деятельность он получил орден «Знак Почета». В этом же году он был удостоен наивысшего в стране актерского звания «Заслуженный артист РСФСР». Но на достигнутом А.М. Карев не остановился и в 1950 году за постановку спектакля «Чужая тень» по мотивам произведения К.М. Симонова он был награжден Сталинской премией первой степени, а в 1969 году стал заслуженным деятелем искусств.

Попал Александр Михайлович Карев и в список лауреатов, отмеченных за пьесу «Зеленая улица». Об этом факте упоминает прозаик-мемуарист А.П. Нилин в уже упомянутой нами  «Теории относительности».

«…Когда Сталин предложил приближенным писателям побыстрее придумать сочинение на заданную им тему, Константин Симонов, на свою голову, предположил, что всего уместнее будет пьеса, а не роман — ему она и была высочайше поручена. Сам же Симонов много позднее рассказывал, что товарищ Сталин принял участие в работе над пьесой — и настолько активное, что драматург засомневался, заслуживает ли он один Сталинской премии за пьесу, прошедшую на сцене Художественного театра.

А в список лауреатов, отмеченных за «Зеленую улицу», попал и Александр Михайлович Карев. Артист Белокуров (сыгравший в кино Чкалова) послал ему телеграмму: «Дождался, черт паршивый». На почте «черт» заменили на «торт».

Режиссерские постановки

Биография А.М. Карева неразрывно связана с театром, где он не только сам играл на сцене, но и ставил спектакли в качестве режиссера. В Московском художественном академическом театре, который в те годы носил имя Максима Горького, он запомнился двумя громкими постановками. Это спектакль по пьесе Сергея Михалкова «Потерянный дом». Его премьера состоялась в столице в 1951 году. А несколькими годами позже Карев поставил спектакль по произведениям американского прозаика Джона Стейнбека. Он назывался «Юпитер смеется».

Роли в кино

Многие зрители и исследователи запомнили Карева и по работам в кино, где он прославился актерскими работами второго плана. На большом экране он впервые появился в 1936 году. В комедии Владимира Корш-Саблина и Иосифа Шапиро «Искатели счастья» он сыграл председателя колхоза Натана. Эта картина посвящена евреям, переехавшим на Дальний Восток, в биробиджанский колхоз под названием «Ройте-Фелд».

Многие также запомнили Карева и по роли в комедии Абрама Роома «Школа злословия», которая вышла в 1952 году. Это фильм-спектакль по одноименной пьесе британца Ричарда Шеридана, жившего в XVIII веке. В основном в постановке были задействованы актеры Московского художественного академического театра. Кареву досталась роль Мозеса. Сам же фильм-спектакль «Школа злословия» является классическим примером комедии нравов. Это блестяще сделанная сатира на британское аристократическое общество 18-го столетия.

Карев скончался 5 марта 1975 года в возрасте 76 лет. Похоронен в Москве.

Материал подготовила Елена СТАРОВОЙТОВА