Президент России Владимир Путин 4 и 5 сентября работал во Владивостоке. Глава государства ознакомился с уже достигнутыми результатами развития Дальневосточного федерального округа и обсудил планы на будущее.
Глава государства осмотрел интерактивную презентацию результатов развития Дальнего Востока с подключением по видеоконференцсвязи резидентов ТОРов, готовых к запуску своих производств, и провел совещание по вопросам развития инфраструктуры Дальневосточного федерального округа.
5 сентября президент принял участие в пленарной сессии Восточного экономического форума. В этом году участие в форуме приняло 6 тысяч гостей из 76 стран. А также 650 глав российских и 44 иностранных компаний.
«У нас большие планы по развитию железных дорог так называемого Восточного полигона, то есть это все, что связано с развитием вообще транспорта и в том числе железных дорог в направлении азиатских рынков, потому что уровень, объем товарооборота у нас растет и не хватает провозных мощностей», — сказал президент, выступая в столице республики Тува Кызыле.
Иванов Александр Михайлович
Доцент кафедры Смоленского филиала РАНХиГС
Восточный экономический форум (ВЭФ) — это не просто ежегодное мероприятие, а настоящий катализатор развития Дальнего Востока России. В этом году, 5-7 сентября, ВЭФ вновь собрал под своим знаменем лидеров бизнеса, политиков и экспертов из более чем 40 стран. Тематика форума — «Дальний Восток — 2030. Объединим усилия, создавая возможности» — отражает амбициозные планы по превращению региона в один из ключевых центров экономического и инвестиционного притяжения в Евразии.
Восточный экономический форум уже давно стало платформой для обсуждения ключевых вызовов и перспектив развития Дальнего Востока. Регион обладает огромным потенциалом для роста в различных отраслях, включая энергетику, туризм, сельское хозяйство, рыбную промышленность, и естественно, транспортную инфраструктуру. Есть масса вопросов которые были затронуты и требуют развития и расширения — так например дальневосточный гектар, данная инициатива требует расширение и большей популяризации. Хочется напомнить что подобные схожие мероприятия освоения Дальнего востока уже неоднократно предпринимались и при царском правительстве и в советское время. Так, 7 апреля 1946 г. Совет Министров Союза ССР постановил переселить на добровольных началах из Смоленской области 250 семей на постоянное место жительство в Южно-Сахалинскую область. 13 апреля 1946 г. Совет Министров РСФСР своим распоряжением за № 861-р предложил отправить 100 семей переселенцев в мае и 150 семей в июне. В соответствии с этими указаниями правительства, была развернута подготовительная работа к переселению. Но, не смотря на все трудности и проблемы с переселением в июне 1946 г. было переселено 250 семей в Южно-Сахалинскую область для работы на предприятиях рыбной промышленности. Таким образом, смоляне после окончания Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг. принимали активное участие в освоение целинных земель, развитие Сибири, строительстве Байкало-Амурской магистрали, выполнении других комплексных региональных программ. Стоит воспользоваться данным опытом и напомнить лидерам государств собравшихся на ВЭФ о подобных инициативах, и возможности перенять положительный опыт Советского Союза.
Понажев Юрий Олегович
Юрист
Уровень сотрудничества России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона является неплохим, а значение сотрудничества с этими странами только возрастает по мере перемещения в страны Азиатско-Тихоокеанского региона центра тяжести мировой экономики. Отношения с Японией и Республикой Корея несколько осложнены в связи с тем, что эти страны входят в число традиционных союзников США и поэтому выразили однозначную поддержку Украине, а Япония, помимо всего прочего заявляет о своих территориальных претензиях на российские Южные Курилы. С другими странами Азии отношения развиваются позитивно. КНДР и Вьетнам являлись традиционными союзниками СССР, и в последнее время отношения с этими странами испытывают явный ренессанс. КНР и Лаос также привержены социалистической идеологии, отношения с этими странами находятся на подъёме, а объёмы российско-китайской торговли постоянно обновляют рекорды. Россия имеет возможность дополнительно диверсифицировать свои энергетические потоки путём поставок в Китай своих энергоносителей. Значение Монголии возрастает как транзитной страны, что показал визит Президента – реализация проекта строительства магистрального газопровода «Союз Восток» повысит значение Монголии в регионе. Тем не менее, Россия должна искать пути диверсификации своей внешней торговли со странами Азии, стараться переходить от экспорта энергоносителей к экспорту продукции высокого передела. В противном случае цены на сырьё (например, уголь) могут упасть в связи с кризисом перепроизводства для этого локального рынка, особенно с учётом того, что страны Азии начали активно работать в направлении зелёного энергетического перехода. Конечно, этот процесс будет постепенным, но стоит обратить внимание на число солнечных батарей и электромобилей, произведённых в Китае. Кроме того, логистические ограничения и нехватка мощностей РЖД порой приводит к затруднению экспортных поставок того же угля. Следует обратить внимание и на транзитные риски; например, в случае гипотетического прихода к власти в Монголии проамериканского правительства (достаточно вспомнить времена Джорджа Буша-младшего) возникнут риски для транзита газа через эту страну в Китай по газопроводу, который пока находится на стадии экологической экспертизы. Россия должна активнее участвовать в региональных интеграционных структурах – в партнёрстве с АСЕАН, Азиатско-Тихоокеанским экономическом сотрудничестве. На мой взгляд, Россия должна изучить возможность подачи заявки на участие во Всестороннем региональном экономическом партнёрстве. Это крупнейшая в мире зона свободной торговли, в которой участвуют почти все государства Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии. Очень немногие страны региона отказались от участия в проекте. Этот проект выглядит более перспективным, чем участие России в ВТО, которое используется странами Запада для навязывания своих правил, а рассмотрение споров в ВТО сейчас все равно заблокировано в апелляционной инстанции в связи с невозможностью формирования коллегии арбитров. Конечно, в случае подачи заявки на участие во Всестороннем региональном экономическом партнёрстве нужно тщательно изучить последствия для национальной промышленности; возможно, вначале промышленность должна быть модернизирована при помощи протекционистских мер в сторону несырьевого экспорта и лишь затем заявка должна быть подана. В любом случае, об инициативе Всестороннего регионального экономического партнёрства – ключевой торговой инициативе XXI века почти не слышно в новостной повестке и в экспертном сообществе, что просто странно. Считаю, что профильные учреждения Академии наук должны заняться тщательным изучением этого проекта и дать свои рекомендации относительно целесообразности участия в нём России.
Смоленская область находится на самом Западе России, и в силу географического положения сотрудничество региона со странами АТР является недостаточно развитым по сравнению с восточными регионами России. В этой связи Смоленщине нужно брать пример с соседней Беларуси, где в минском аэропорту можно слышать объявления на китайском языке, а в железнодорожных хабах постоянно видны вагоны из Китая. Конечно, в структуре смоленского импорта, как и в других российских регионах, присутствуют в достаточном количестве китайские товары, однако многое нужно сделать в части реализации совместных проектов с китайской стороной, особенно с учётом возможностей Смоленщины как логистического плеча в Беларусь, с которой КНР активно развивает отношения. Тем более, что через Смоленскую область планируется строительство высокоскоростной магистрали в Минск, которую можно было бы использовать не только для перевозки пассажиров, но и для быстрой доставки товаров. Потенциально напрашивается участие Смоленской области в китайском проекте «Пояс и путь» для транзитного экспорта китайских товаров в Европу, однако с учётом западных санкций вряд ли это возможно в обозримой перспективе. Что касается экспорта смоленских товаров на рынки АТР, можно слышать от смоленских предпринимателей об успешных примерах такого рода, в том числе в части эффективного преодоления нетарифных барьеров на рынке КНР. В этой связи хотелось бы услышать о конкретных результатах содействия такого рода активности смоленских компаний от профильных региональных структур, в частности, от регионального Центра поддержки экспорта, работа которого активно рекламируется в региональных СМИ. В случае наличия позитивных наработок они должны быть доведены до сведения широкого круга региональных компаний, которые могут быть заинтересованы в экспорте своей продукции на китайский рынок.
В рамках сессии «Повышение инвестиционной привлекательности регионов Дальнего Востока», проходящей в рамках Восточного экономического форума полномочный представитель президента России по ЦФО Игорь Щёголев положительно отметил практику привлечения инвестиций в Смоленскую область, которая, по его мнению, должна стать примером для других регионов. В связи с этим нужно активнее освещать в СМИ возможное участие Смоленской области в мероприятиях в рамках данного форума; это позволит активизировать поиск возможных торговых партнёров в регионе для Смоленской области. По состоянию на 3 сентября в открытых источниках, включая крупнейшие региональные СМИ, информация об участии Смоленской области в Восточном экономическом форуме практически отсутствует, что может служить сдерживающим фактором для контрагентов, заинтересованных в торговом и инвестиционном взаимодействии на смоленском рынке.