Раевщина

Есть ли такой человек, который на протяжении жизни не вспоминает место, где он родился и провёл детские годы? Думается, нет. Ведь именно с детством и родными местами связаны самые тёплые воспоминания. Моя малая родина — это, увы, почти вымершая к нашему времени деревня Поплятино Хиславичского района Смоленской области. Любопытно, что местные жители старшего поколения её западную часть всегда называли Раевщиной. Из рассказов своих дедушки и бабушки я еще в детские годы знал, что до советской власти здесь находилась усадьба (имение, фольварк) пани Раевской, которая после национализации обосновалась в городе Мстиславле ныне Могилёвской области, где ещё жила, долгие годы и после смерти была похоронена на местном кладбище. В своё время жители деревни Поплятино знали, где стоял деревянный дом Раевской (на снимке ниже дуб, растущий рядом с этим местом).  Помню, как мы, детвора, играли в прятки в зарослях кустарника и буйной травы на месте бывшей усадьбы, ведь буквально в ста метрах от этого места — дом моих родителей, ныне у которого уже иные хозяева. А росли там огромные раскидистые кусты сирени разных сортов, погибшие к сегодняшнему дню. Внутри них девочки играли «в дом» — устраивали детское жилище, наполняя его разными предметами. А вот на месте дома Раевской до сих пор в земле сохраняются остатки фундамента, сложенного из булыжников, а неподалёку — несколько довольно глубоких ям. Старики рассказывали, что это бывшие погреба-ледники для хранения скоропортящихся продуктов. На месте нашего огорода стоял огромный хозяйственный двор Раевской. Когда мои родители пахали участок, то каждый раз из-под земли выворачивали валуны и битый кирпич (встречался и покрытый глазурью) и ссыпали их в кучи по периметру огорода. К усадьбе некогда вела шикарная липовая аллея. Часть деревьев, росших на ней, выкорчевали при разработке колхозного поля уже после Великой Отечественной войны. А те, что остались, высокие, толщиной в несколько обхватов, сейчас представляют собой жалкое зрелище — они засохли. Посетив недавно в очередной раз свою малую родину, я и увидел такую безрадостную картину. И сразу вспомнились строки Николая Рубцова:

Как дико здесь!

 Нужна покрепче палка,

 Чтоб уложить крапиву кое-как…

 Что же, время бежит неумолимо и делает своё дело.

 История малой родины мне была любопытна с детских лет. Но истинный интерес к ней проявился намного позже, когда стал профессионально заниматься краеведением. А недавно я решил вплотную заняться историей усадьбы Раевщина, понимая: если не я, то кто же? Поскольку по этой теме никаких исследований ранее никто не проводил, в первую очередь предстояло провести огромнейшую работу по поиску и изучению материалов, которые хранятся в белорусских архивах (до революции мои родные места относились к Могилёвской губернии). Надо признать, уже многое удалось установить.

Рассказ об истории усадьбы хочется начать с происхождения рода Раевских. Русский генеалог, библиограф, член Русского исторического общества Борис Львович Модзалевский в своём исследовании «Род Раевских герба Лебедь» (СПб, 1908) пишет, что данный род «по семейным преданиям, по гербу и по сказаниям польских генеалогов XVIII века, считается происходящим от старинного польского рода Дуниных..». Дунины же ведут свою родословную от датчанина Петра Власта Дунина (1080-1153?), сына датского вельможи Вильгельма-Святослава, казнохранителя датского короля Нильса (Николая). Кстати, Дунин и означает «датчанин». Пётр Дунин, по сказаниям тех же польских генеалогов, около 1124 года прибыл из Дании в Польшу к королю Болиеславу III Кривоустому и остался у него на службе. Болеслав пожаловал ему замок Skrzyn недалеко от нынешнего города Опочно и титул графа Скржинского, а также назначил его старостой Калишским, Крусовицким и Бреславльским. Служа Болеславу, Пётр Дунин участвовал в войнах поляков против русских князей. В 1140 году он лишился своего покровителя. А преемник Болеслава серьёзно поссорился с Петром и велел отрезать ему язык и ослепить. Вскоре Пётр скончался и был похоронен в построенном им костёле святого Винчента в Бреславле (ныне Вроцлав). На могиле выбили надпись: «HissitusestPetrusMariaconjugofrotusMarmeresplendenteparteWilgelmoperagente» («Здесь под великолепным мрамором, установленным отцом Вильгельмом, похоронен Пётр, имевший опорою супругу Марию»). В честь Петра назван «бульвар в городе Вроцлаве возле одного из костёлов, им возведённых». Женой Петра Дунина была русская княжна Мария — правнучка Ярослава Мудрого, дочь черниговского князя Олега Святославича.

По поводу происхождения Петра Дунина есть и другая версия. Некоторые исследователи (в частности, Ян Андакревский) считают, что он — поляк из силезского рода Собутка и прозвище Дунин получил за участие в походе Болеслава III против Дании.

На гербе рода Дуниных как главный знаковый элемент был изображён лебедь. В геральдическом описании сказано: «Лебедь — величавая птица, на гербе изображена с приподнятыми крыльями, выглядит уверенно, вызывает доверие, уважение и умиление. Лебедь твёрдо стоит на короне, готов взлететь с неё в поднебесье. Почтенная птица — в основе герба, на красном поле, и сверху -на самой короне. Это знак того, что род, принадлежащий к гербу, древний, чистый и знаменитый. Герб «Лебедь» был утверждён ещё в средневековье, с 1257 года, на земле краковской. Актом Городельской унии, примерно в середине XV столетия, герб был перенесён на территорию современной Беларуси и Литвы. Им пользовались 219 дворянских родов».

Пётр Дунин упоминается в знаменитых Ипатьевской и Лаврентьевской летописях, в сочинениях русских историков В.Н. Татищева, С.М. Соловьёва, Н.М. Карамзина.

Впоследствии потомки Петра Дунина поселились во многих местах Королевства Польского, а после его объединения в 1569 году с Великим княжеством Литовским в Речь Посполитую — на её территории, впоследствии — в России. Рассматривая историю рода Дуниных, нужно отметить, что один из их потомков — Степан — числился в XV веке большим боярином последнего удельного князя Мстиславского Ивана Юрьевича. А его сын, Иван Степанович, в 1526 году отправился из Великого княжества Литовского в Москву на службу к князю Василию III. Впоследствии многие из Дуниных состояли на военной и штатской службе и награждались поместьями в разных губерниях России. Одной из внучатых племянниц Степана Дунина была Елена Глинская, мать царя Иоанна IV Грозного.

Первым владельцем «имения Раевщина на реке Сож, поблизости от Мстиславля» и стал упомянутый выше Степан. Считается, что от названия имения и произошла фамилия Раевские (изначально Раецкие). А само название имения, скорее всего, от своего расположения — на высоком коренном берегу реки, в красивом (райском) месте. Именно от Степана произошло шестнадцать ныне исследованных непрерывных ветвей рода Раевских, в том числе ветвь, выходцем из которой был знаменитый полководец Николай Николаевич Раевский.

Чтобы исследовать дальнейшую историю имения Раевщина, мне пришлось обратиться с запросом на поиск документов в Национальный исторический архив Беларуси (далее — НИАБ). Его сотрудниками в течение года была проведена огромная работа по изучению письменных источников за период с 1686 по 1909 годы, многие из которых оказались на польском и старобелорусском языках. К сожалению, по ним проследить историю имения сложно, а порой и просто невозможно. В основном в фондах архива найдены документы, касающиеся передачи имения в залог, а также судебных дел по семейным отношениям. Тем не менее, из источников мы можем сделать определённые выводы. В одном из документов упоминается живший в XVI веке Ян Иванович Раевский. Его наследниками были сыновья Остафий, Лев и Филон, разделившие Раевщину на три равные части. У Остафия был сын Ян, у Льва — Ярош, у Филона — дочь Елена, вышедшая замуж за Яна Хойновского. В следующем поколении Ян Остафьевич имел сына Теодора и трёх дочерей — Елену (в первом браке с МарцианомМоскевичем, во втором — с Войцехом Хржановским), Теодору (замужем за Стефаном Стаховским) и Панфилу (стала монахиней базилианского монастыря). В свою очередь Ярош Львович оставил сыновей Марциана и Яна. В документе указано, что Теодор Янович тяжело заболел, что проявилось в ослаблении его умственных способностей. Этим воспользовалась его родная сестра Елена и троюродный брат Марциан Ярошевич, вынудившие Теодора Яновича в мае 1681 года подписать завещание, по которому им досталась большая часть его земель, в том числе Раевщина (в документе появляется ещё одно название — Поплятин, произошедшее, скорее всего, от польского слова, что в переводе означает «покровительствовать») с деревнями Хорошков, Плещицы, Сиваи, Буды, Стан и другими. Мы видим, что в целом Раевским принадлежали довольно большие земельные угодья, в том числе на левом берегу реки Сож. Со временем из-за семейных распрей имение дробилось не раз. К XIX веку на карте обозначены два фольварка (фольварк — польское название имения) — собственно Раевщина и Поплятино.

В середине XIX века Раевщиной владела Варвара Михайловна Раевская (урождённая Романова), а Поплятином — Иосиф и Викентий Гавриловичи Раевские. В 1870 году у В.М. Раевской было 715 десятин (десятина равна 1.09 гектара) земли.

С конца XIX века Раевщина принадлежала Петру Егоровичу и его супруге Марии Андреевне Раевским. В архивных фондах сохранилось их прошение о приобретении соседнего имения Клюкино. К прошению прилагается документ о том, что они исповедуют православие (предыдущие владельцы были католиками) и разговаривают на белорусском языке. Они были прихожанами церкви Преображения Господня в селе Пиряны (до наших дней сохранился только остов здания). В 1890 году имение Раевских «состояло из 233 десятин земли, в том числе пашни — 69 десятин, выгона — 2 десятины, заливного сенокоса при реке Сож — 35 десятин, суходольного сенокоса — 5 десятин, строевого леса — 10 десятин, дровяного леса — 98,5 десятины, зарослей и кустарников — 5 десятин, неудобицы — 8,5 десятин, и приносит доход в размере 1265 рублей». На реке Сож действовала лесная пристань.

В начале публикации я упоминал последнюю владелицу Раевщины, которая после революции переселилась в Мстиславль. Ею и была Мария Андреевна Раевская, в воспоминаниях о которой старожилы всегда добавляли «пани». Могила последней владелицы имения Раевщина находится на городском кладбище Мстиславля.

Николай Сквабченков, краевед, член Союза экскурсоводов России

Р.S. Данная публикация — это лишь начало большой и кропотливой работы. Возможно, её прочтут те, кто поможет более полно восстановить историю усадьбы Раевщина и пролить свет на судьбу  её владельцев и их потомков. Буду благодарен за любую помощь в этом деле.