Определены контуры новой национальной системы высшего образования

В российских вузах вернут специалитет (курс обучения не менее 5 лет) по точным наукам. По другим направлениям сохранится бакалавриат. Об этом заявил во вторник президент Российского союза ректоров, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий на пресс-конференции, посвященной приемной кампании 2022 года.

«Наша генеральная линия — специалитет, аспирантура должна быть научной, а не учебной. И, конечно, сохранить бакалавриат в тех случаях, когда это диктуется какими-то условиями. И, безусловно, разрешить после специалитета поступать в магистратуру, а не запрещать, как сейчас», — сказал ректор.

Минобрнауки осенью внесет на рассмотрение в Госдуму предложения о формате новой национальной системы высшего образования, которая придет на смену дискредитировавшей себя Болонской.

Какой, по вашему мнению, должна быть новая система высшего образования в России? В каких случаях, на ваш взгляд, имеет смысл сохранить бакалавриат? Какие выводы можно сделать из истории внедрения в России Болонской системы?

МНЕНИЕ

Валентина Державцева, член экспертного клуба Смоленской области,
главный редактор СОГУП «Юго-Восточная объединенная редакция».

НОВОЕ – ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ!

Как только пошли разговоры о том, что в России надо отказаться от Болонской системы образования, так и захотелось закричать на всю страну: «Наконец-то у высоких чиновников наступило просветление в головах!».

Была своя, отлаженная, проверенная десятилетиями система образования. Специалисты, получившие образование в годы советской власти, и сейчас считаются одними из лучших.

Зачем городить огород: бакалавр, магистр. У нас были профтехучилища, техникумы и высшие учебные заведения, которые готовили действительно стоящих специалистов, причем не теоретиков. В процессе обучения, на практиках, которые действительно были серьезными, студенты приобретали практический опыт.

Не сочтите за консерватизм, но мое мнение однозначно – вернуться к своей, российской системе образования и не заглядывать за «кордон», не копировать у них то, что не совсем в нашей стране приживается. Никаких бакалавриатов и магистратур, нормальное, полноценное высшее образование по той специфике или будущей профессии, которую выбирает молодой человек.

Александр Иванов, член Экспертного клуба, Доцент кафедры Смоленского филиала РАНХиГС.

Приятная новость, только можно порадоваться, что возвращается классическое образование, и студенты смогут приобрести необходимые фундаментальные знания, выбрав для себя приоритетные направления развития. Студент за период учебы на бакалавриате под час не успевает приобрести достаточное количество навыков, вынужден совмещать теоретическое и практическое обучение. За период обучения на год дольше, больше времени для закрепления полученных навыков на практики. Что касается аспирантуры и дальнейшего обучения, считаю, что это уже индивидуально для развития конкретного направления, а магистратура лишь попытка дотянуться до уровня специалиста.