Война в судьбе моей семьи. Максим Карпович Кузин

Дорогие читатели! Большое спасибо за ваши истории, которые вы присылаете в нашу рубрику «Война в судьбе моей семьи». Тяжело пришлось нашим дедушкам и бабушкам, которые жили в суровые сороковые годы. Но не менее сложная судьба была у их родителей, которым пришлось пережить и Первую Мировую войну, и гражданскую войну, и революцию, а потом еще и Великую Отечественную войну. Сегодня о жизни и боевом пути своего прапрадеда нам расскажет ученик 6 класса Хиславичской средней школы Евгений Волоцуев.

Мой прапрадед Максим Карпович Кузин родился в 1881 году в деревне Кисловка Рославльского уезда Гореновской волости Смоленской губернии. Очень давно наши предки поселились на порубежье Московского княжества для защиты его рубежей от врагов. Семья была верующей, казачьего рода, отец Максима Карповича был священнослужителем, имел чин дьяка.

Когда пришло время жениться, Максим взял в жены скромную и очень красивую девушку Ульяну. В любви и согласии родилось двенадцать детей. Подрастая, все они помогали по хозяйству родителям, были трудолюбивыми и дружными, считались на деревне зажиточными. Работали в поле, пасли скот, жили дружно помогая всем в деревне кто нуждался. Но пришла беда.

В 1914 году началась Первая Мировая война, и мой прапрадед вступил в 16-ю пехотную запасную бригаду 8-го полка в составе 3-й армии Юго-Западного фронта.

16-я пехотная запасная бригада участвовала в следующих боевых действиях: Галицийская операция (1914 г.), Городокское сражение (1914 г.), наступление Русской армии в Карпатах (1915 г.), Горлицкий прорыв (1915 г.), Брусиловский прорыв (1916 г.).

Максим Карпович был тяжело ранен в боях и отравлен газом во время немецкой атаки, в связи с этим попал в госпиталь. Вернулся домой в феврале 1918 года.

Тяжёлое было время: гражданская война, коллективизация, разруха и голод. Все это не обошло и нашу семью, но вера друг в друга придавала сил. Несмотря на то, что раны постоянно давали о себе знать, Максим Карпович трудился, не покладая рук, ведь нужно было кормить большую семью. Одни из первых вступили в колхоз, сдав весь инвентарь и весь скот на общее пользование. Хотя еще очень долго корова Пеструшка приходила с поля на наш двор и Ульяна, вытирая слезы, отводила ее обратно. Дети ходили за семь километров в школу, плохо было с одеждой, и моя прабабушка Оля носила мальчуковые ботинки.  Вместе они достойно справлялись со всеми трудностями, хотя в семье осталось в живых всего двое детей.

Мирная жизнь длилась недолго – грянула Великая Отечественная война. В июле старый солдат был призван в 18-й армейский запасной стрелковый полк Кировским РВК. Но на фронт он так и не попал. Немецкие войска быстро продвигались, и Максим Карпович оказался на временно оккупированной территории. Тяжело пришлось жить под пятой врага. Любимая жена Ульяна тяжело болела и вскоре умерла, старшую дочь — мою прабабушку Олю – угнали в Германию в лагерь.

Прабабушка Оля вспоминала: «Первый раз я чуть не погибла во время авианалета, осколком убило мою соседку, с которой мы поменялись местами. Второй раз – когда пришли хоронить наших солдат на поле боя, немцы открыли огонь. Третий раз – немецкий летчик стрелял в меня просто так, для забавы, как в живую мишень, гонял по полю. К счастью, закончились патроны. Четвертый – при перевозке в трюмах немецких кораблей, их бомбили наши самолеты, не зная, что немцы перевозят нашу молодежь».

В рабочем лагере прабабушка полюбила нашего солдата. Так появилась на свет моя бабушка Зина 8 марта 1945 года в далекой Дании.

Тем временем после освобождения Смоленщины, в декабре 1943 года, мой прапрадед Максим Карпович записался добровольцем в действующую армию, в воинскую часть №37450. Однако старые раны уже скоро напомнили о себе, и он был демобилизован 1944 году по болезни.

Отгремели победные залпы. Начали возвращаться и те, кого угнали в неволю. Вернулась и Оля, дочь Максима Карповича. Вернувшись на родину, она стала восстанавливать разрушенное фашистами хозяйство, за доблестный труд государство наградило ее юбилейной медалью «100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».

Мой прапрадед прожил нелёгкую жизнь. Бабушка Зина рассказывала, что он был веселым человеком, любил детям показывать разные смешные представления. В доме всегда было шумно от соседских ребятишек, которые его любили и ласково называли Дидо. Умер Максим Карпович в 1958 году. В нашей семье бережно хранится память о нем, его личные документы. Я горжусь своей семьей, своим прапрадедом, и каждый год, участвуя в шествии Бессмертного полка, с гордостью несу его фотографию. Эту историю я в будущем расскажу своим детям, как мне рассказал ее мой отец.

Евгений ВОЛОЦУЕВ,
ученик 6 класса Хиславичской средней школы