Смоленская область впервые за 5 лет вошла в число регионов с высоким качеством управления финансами

Лидеров в этом направлении по итогам прошлого года определил Минфин России.

При оценке ведомство учитывало качество планирования бюджета, его исполнения, эффективность управления долгом, государственной собственностью, финансового взаимодействия с муниципалитетами, показатели выполнения нацпроектов и достижения национальных целей развития РФ. Об этом в своём Telegram-канале рассказал Губернатор Смоленской области Василий Анохин.

«Эффективное управление областными финансами – одна из основ улучшения жизни в регионе. Взвешенный подход к этим вопросам позволяет активнее строить и ремонтировать дороги, социальные объекты, обновлять коммунальную инфраструктуру, реализовывать проекты развития, а также выполнять обязательства Правительства области перед её жителями», — написал глава региона Василий Анохин.

Понажев Юрий Олегович

Юрист

1 сентября 2024 года Министерство финансов России опубликовало Результаты оценки качества управления региональными финансами за 2023 год. Все субъекты Российской Федерации были распределены на 3 группы: регионы с высоким, надлежащим и низким качеством управления региональными финансами. В группе регионов с высоким качеством управления финансами присутствует 26 субъектов федерации – в этих регионах должным образом соблюдалось бюджетное законодательство, соблюдались условия соглашений с Минфином в рамках использования дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, а также условия по расходованию бюджетных кредитов в части достижения целевых показателей. В число регионов с высоким качеством управления финансами вошла и Смоленская область. Это высокая оценка бюджетной дисциплины в регионе со стороны федерального центра, особенно с учётом того, что длительное время Смоленская область находилась в числе регионов с наиболее высоким уровнем регионального долга. К середине 2010-х годов объём государственного долга Смоленской области превышал объём собственных доходов, что привело к необходимости сворачивания ряда социальных программ. В дальнейшем показатель государственного долга постепенно стал снижаться; на смену выпуску областных облигаций и привлечению коммерческих кредитов пришли бюджетные кредиты федерального центра, а также государственные гарантии, что помогло снизить долговую нагрузку и улучшить бюджетную дисциплину.

На 1 сентября 2024 года государственный долг Смоленской области составляет 24,6 миллиарда рублей. С учётом того, что доходная часть областного бюджета составляет 82,8 миллиарда рублей, долговая нагрузка региона снизилась до 30% от доходной части бюджета. Планомерная работа по снижению долга региона дала свой результат, хотя следует отметить, что в 2013 году, когда начиналась работа по снижению долговой нагрузки, были приняты болезненные меры по отмене индексации окладов государственным служащим, сокращению их численности, отмене нулевой ставки транспортного налога на автомобили до 100 лошадиных сил, были увеличены ставки транспортного налога на другие автомобили и мотоциклы, отменены выплаты родителям, не имеющим возможность устроить ребёнка в детский сад, а также отменены ежемесячные выплаты ветеранам труда. 

Введение в начале 2010-х годов дополнительных социальных мер поддержки, в том числе выплаты регионального материнского капитала, улучшило ситуацию в сфере демографии, поддержало социально незащищённые слои населения, однако привело к росту долговой нагрузки, что в дальнейшем привело к резкому урезанию социальных гарантий и введению длительного периода режима строгой бюджетной экономии.

В этой связи улучшение бюджетной дисциплины в регионе, подтверждённое рейтингом Минфина, следует оценивать положительно, однако следует обратить внимание, что дефицит регионального бюджета в 2024 году внесёнными в него в июне 2024 года поправками был увеличен с 4,2% до 7,5% от расходов и составляет 6,7 миллиарда рублей. Это достаточно высокий уровень бюджетного дефицита, не обеспеченного реальными бюджетными доходами.  Направления дополнительного расходования средств являются обоснованными – это дополнительные меры социальной поддержки многодетных семей (что особенно важно с учётом критической демографической ситуации в Смоленской области, где смертность в 2,8 раза превышает рождаемость, а в ряде районов ситуация значительно хуже), выплату зарплат, лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, ремонт и укрепление материально-технической базы учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, на благоустройство территорий. 

При этом следует отметить, что размер областного бюджета даже после этих мер является недостаточным для решения накопившихся социальных вопросов. В связи с этим необходимо активно работать над пополнением доходной части регионального бюджета через увеличение поступления налогов от новых инвестпроектов и роста объёма производства. В противном случае сложно достичь бюджетного самообеспечения и полноценной устойчивости бюджета. Кроме этого, нужно участвовать в федеральной программе списания долгов российским регионам; на эти цели в подписанном в июле 2024 года федеральном законе предусмотрен 1 триллион рублей. В послании Президента Федеральному Собранию было обещано списать 2/3 задолженности регионов; в федеральном законе говорится, что списать можно задолженности в объеме страховых взносов, «поступающих в бюджет от государственных внебюджетных фондов», и налоговых льгот в рамках инвестиционных проектов по развитию туристической сферы. 

В целом следует отметить, что дотационные регионы должны получить дополнительную поддержку от федерального бюджета; без роста поступлений в бюджет доходов от экспорта нефти и газа, иного сырья решить эту задачу крайне сложно. Хотелось бы также увидеть конкретику по перераспределению вновь собранных дополнительных доходов от НДФЛ в региональные бюджеты. В любом случае, Смоленской области предстоит решать сложную задачу сохранения бюджетной устойчивости и одновременного роста социальных расходов. 

Иванов Александр Михайлович

Доцент кафедры Смоленского филиала РАНХиГС

С приходом к власти в регионе выпускника смоленского филиала Финансового университета при правительстве российской федерации Василия Николаевича Анохина произошли значительные изменения в кадровой политике региона! Это в который раз доказывает, что грамотные квалифицированные специалисты, подготовленные и прошедшие хорошую школу, всегда востребованы и стремятся реализовать задуманное! Хочется пожелать губернатору смоленской области сил и терпения и достижения процветания нашего края!